В словаре Даля
ж. дерево Betula, вид белая, В. alba, камч. преснец, вернее брезнец, от стар. бреза; весьма близкий к белой вид или порода береза шерстолистая, есть и остролистая; она из семьи серёщатых. Березу белую зовут и веселкой, а шерстолистую и болоткою, черною, и глухою. Береза карельская, березовая свиль, блона, наплав, кап, сувойчатая береза. Б. черная, В. Daurica. Б. каменная камч. В. Ermanni. Б. кустовая, березовый ёрник, сланец, сланка, В. fruticosa et папа. Б. пушистая, В. pubescens. Б. плакучая, видоизменение, порода простой. Береза, как ответ свахе, согласие; сосна, ель, дуб, отказ. Береза не угроза: где стоит, там и шумит. Береза ума дает, о розгах. Сотворил Бог дурака, сотворил и березу, и чилигу, то же. Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха, мокрого. Березка умалит. молодая береза, также вид, б. малорослая, В. humilis; | березовый ёрник, сланец, сланка, В. папа. | Растен. Convolvulus, повилика, повой, попенок, вьюн, вьюнок, вьюнчик; повитуха, повилица, повитель; | растен. Pyrola rotundifolla, подкопытник, румянка, подъячник; P. minor, беляк. | В Питере березка обратилась в общее название всякого лиственного дерева, как ёлка в название хвойного. На Семик девки завивают березку, обычай и гаданье: идут в лес, завивают березку венком, кумятся, крестят кукушку, сестрятся, меняясь крестами, и ходят хороводом вкруг наряженной лентами березки, принося ее в деревню. Услан березки считать, сослан в Сибирь, по большой дороге. Березина ж. одна береза, одно дерево, на корню или срубленное. Березовые дрова. Накормить кого березовой кашей, постегать. По мне, хоть бела береза расти! не забочусь. Березовая губа, губка, берестовик. Boletus igniarius, род Гриба»>гриба, нароста на старых березовых пнях, трут. Гриб березовик м. съедомый, Boletus scaber et luteus; | птица вальдшнеп, см. бекас. Березник, березняк м. березуга ж. костр. чистый березовый лес, роща; | березовый хлам, хворост, сушняк; | твер. гриб подгреб. Березовка, березуха ж. водка настоянная на березовых почках, или через них перегнанная. Березовица, березица ж. березовник м. пск. березовка ж. сиб. нацеживаемый весною березовый сок, который, перебродив, образует сладковатый напиток. Пьяную березовицу навеселяют хмелем. Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь. Березовка, певчая пташка, пером похожая на сороку и на пташку же длиннохвостку. Березовня ж. арх. урочище, порастающее лесною порослью; это признак удобной земли и обращения моховины в переходную почву. Брезозол (березозол) стар. месяц март или апрель.
Березовые праздники
С березой связаны многие праздники, например церковный праздник – Троица. Долгое время традицией на троицу было наряжать березу разноцветными лентами и танцевать вокруг нее. Считалось, что в этот праздник березовые ветки могут отогнать всю нечисть, поэтому в избах свежими березовыми вениками подметали пол и даже мыли окна.
Также была традиция сажать березу по случаю рождения ребенка, верили, что по мере роста дерева – чистого и сильного – будет расти и ребенок. Срезать посаженную березу – большой грех, в деревне за это могли сжечь избу.
В словаре Фасмера Макса
блр. бяро́за, укр. бере́за, болг. бре́за, сербохорв. бре̏за, словен. brė́za, чеш. bříza, польск. brzoza, в.-луж. brěza, н.-луж. brjaza. Древняя и.-е. основа ж. р. на -о: лит. béržas, др.-прусск. berse, лтш. bęr̃zs, др.-инд. bhūrjas «вид березы», осет. bærz(æ) «береза», др.-исл. bjǫrk ж. «береза», д.-в.-н. birihha «береза». Далее родственно алб. bardh «белый», гот. baírhts «светлый, блестящий», лит. beršta «белеет». Другая ступень чередования: лит. bìržis «березовая роща», лтш. bir̃zs – то же; см. Мейе, RES, 3, 197; Траутман, BSW 32; М. – Э. 1, 292, 299; ЖМНП, 1910, июль, стр. 199. Родственно словам берест, лат. farnus, frāxinus «ясень», в которых представлены первонач. адъективные производные; см. Френкель, «Glotta» 4, 45.
Легенда
В культуре многих народов, проживающих в России, сохранились многие поверья, связанные с белым деревом. Итак, чуваши до сих пор верят, что сон, в котором вы режете березу, говорит о том, что женщина умрет в семье. Кстати, в украинских деревнях ветки березы с зелеными листьями до сих пор кладут в гроб молодой женщины как символ чистоты и невинности. Согласно библейской мифологии, Иуда пытался повеситься на березе после предательства, но она испугалась, побелела и не приняла его, в отличие от осины, у которой дрожат листья, потому что они видели смерть Иуды.
В словаре Энциклопедии
город (с 1940) в Белоруссии, Брестская обл., близ ж.-д. ст. Береза-Картуская. 26,0 тыс. жителей (1991). Мотороремонтный завод; металлообрабатывающая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Историко-революционный музей.—род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются. См. также Карельская береза.
Лечение и быт
Береза - участник не только праздников и обрядов, но и помогает людям в быту. Без березовой бересты не было бы и писчей бумаги, домашней утвари, некоторых музыкальных инструментов, дров. Береза обладает лечебными свойствами, фитонциды, выделяющиеся из листьев, обладают выраженным антиоксидантным омолаживающим действием, а отвары коры обладают дезинфицирующим действием. Березовый сок очень полезен для людей, березовый деготь варят из коры, а настойки листьев и почек используют для укрепления суставов, мытья волос и верят, что не только здоровье, но и красота вернется.
Поделиться ссылкой:
Береза – описание и характеристика
Береза – белоствольное дерево, достигающее в высоту до 30 м. Живет она примерно 100-150 лет. Имеет ровный длинный ствол, гладкий, с характерными черными линиями или пятнами на поверхности коры. Дерево обладает разветвленными корнями, которые глубоко уходят в землю. Листья треугольной продолговатой формы разных размеров, очень душистые, окрашены в разные оттенки зеленого цвета, зазубренные по краям. Молодые листочки могут быть липкими.
Карликовая
Испокон веков на Руси является культовым растением, символом славянства. Дерево ассоциировали с обликом юной красивой девушки – чистой и непорочной. В культуре славян является духовным деревом – отгоняет злых духов и является семейным оберегом.
Широко используется в народной медицине. Например, из ветвей можно собрать веник для бани, парения с которым облегчит мышечное напряжение и успокоит кожу. Сок березы благотворно влияет на кровообращение, а деготь поможет при кожных заболеваниях.
Красота и значимость этого дерева воспевается в литературе, а преимущества березы как растения невозможно переоценить. Она вынослива и терпима к любой погоде и почве, поэтому ее естественное обитание в природе так широко.
Черная
Береза — почитаемое славянами дерево
Одним из таких символов является береза. Это действительно излюбленное дерево исконно русского народа. Почему береза — неофициальный символ России? Долгое время о ней слагали стихи, песни и различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских сказках, поэтому такая неофициальная символика Русской земли понятна даже маленьким детям дошкольного возраста. Именно поэтому уже с младенчества неофициальные символы России для детей стали близкими и родными.
А какое значимое место это дерево занимает в художественной культуре, а именно изобразительном искусстве! Художники один за одним наперебой писали картины с изображением этого тонкого и нежного дерева. В целом, как уже можно было догадаться, нет для русской души дерева роднее, чем береза. Чего стоит только знаменитая песня «От чего так в России березы шумят»! В народном фольклоре писатели часто сравнивали дерево со стройной красивой девушкой и её романтичной натурой.
Старославянское название перекочевало в благозвучный украинский язык
Примерно в это весеннее время, когда все оживало, распускалась и береза. Примечательно, что древнерусское название одного из весенних месяцев — березозол — тоже неразрывно связано с цветением этого символического растения. После XV столетия месяц переименовали в март, а старое название перекочевало в соседский украинский язык (который тоже имеет славянские корни), и месяц стал именоваться «березень». Неофициальные символы России — березы — особенно прекрасны в это время года. Они вобрали в себя всю зелень и свежесть весенних месяцев. Еще не пришло жаркое лето, и они не успели покрыться пылью, так и стоят возле дороги — зеленые и романтичные неофициальные национальные символы России.
Дерево как покровитель всех девушек
Одно из древних преданий гласит, что славяне долгое время верили в существование различных мифических существ, таких как водяные, русалки и духи. Чтобы защититься от их влияния, они поклонялись богине Берегине, которая, как они верили, была прародительницей всего живого на Руси (или Земле). А поклонялись они ей именно в образе березы, которая уже тогда считалась священным деревом. Во время очередного такого празднования дерево облачали в традиционный женский наряд и дружно водили до самой ночи вокруг неё шумные хороводы.
Девушки особенно трепетно относились к дереву как к символу женской красы и удачной доли. Они разговаривали с ней, пели песни, умывались березовым соком, чтобы была у них вечная красота и здоровье. В целом дерево символизировало счастье и благополучие. Вероятно, по этим многочисленным причинам береза всегда ассоциировалась у россиян именно с Родиной. Влюбленные парочки в русских деревнях часто назначали свои свидания под березкой.
Однако ее целительные свойства действительно впечатляют. И речь идет не о молитвах березе и умывании березовым соком, все куда более практичней и приземленней.
Символ вечной весны и жизни
Испокон веку такие неофициальные символы России, как березы, считались покровительницами и родоначальницами всего живого. Это во многом отразилось и на повседневной жизни народа. Грамоту часто писали именно на бересте, дом освещался не чем иным, как березовой лучиной. Сок этого дерева был не только очень вкусным, но и лечебным. Его любили пить как маленькие, так и взрослые. Содержащееся в нем количество витаминов существенно укрепляло иммунитет и здоровье. Ну и как же без русской бани? Без нее-то и Россию нельзя представить. А туда ходили именно с березовыми вениками, которые считались лучшими для всех оздоровительных целей.
Почему береза стала неофициальным символом России?
Если говорить о древних традициях, то можно отметить, что празднование различных праздников на Руси-матушке не обходилось без участия этого изящного дерева. Например, сейчас Новый год россияне отмечают зимой, и для этой цели им больше всего походит вечнозеленая ель, но раньше календарный год у славян начинался вовсе не с зимы, а с весны, поэтому и дерево было соответствующее — береза. Как раз в этот период день становился существенно дольше, и люди после зимы с новыми силами приступали к сельскохозяйственным работам и благодарили при этом неофициальные символы России в виде деревьев.
Береза в жизни русского человека
Работа посвящена рассмотрению символики дерева (на примере березы) в русской культуре, изучению обрядового значения березы, применения в быту.
Ключевые слова: этнодендрология, декоративное народное творчество, духовная культура.
Выбор темы о символике дерева в представлениях русского народа не случаен. В наши дни, когда входит много искусственных материалов в быт человека, актуальными стали природные материалы. Лично для меня интерес к теме привлекло занятие в школьном кружке берестоплетения.
Новизна исследования данной работы заключается в обращении к символике дерева в разных аспектах ее применения — в сакральном, обрядовом (т. е. религиозно — мистическом), в общественно-бытовом (утилитарном), в медицинском. Работа затрагивает новое направление в этнографии — этнодендрологию (наука о применении деревьев у народов).
Основой для данного исследования стали работы таких ученых как Зорин Н. В. [3], Кардина И. А., Тимонина О. Ю. [6], Ярыш В. И. [9]
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева-березы.
Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Дерево, которое обогреет, накормит, укроет, вылечит и т. п. прочно вплетено в материальную культуру многих народов. Вместе с тем, представления, связанные с деревом, — немаловажная составная часть культуры духовной. Метко и емко народное слово. Вот и в пословице: «кабы не лыко, да не береста, так бы мужичек рассыпался» [2, с. 17], – тонко подмечена жизненная важность для человека древнего искусства изготовления практичных и красивых вещей из березовой коры, называемой в народе берестой. Удивительно хорошо кора березы приспособлена к ремесленному творчеству.
С конца ледникового периода береза одно из первых широко распространилась по нашей земле. Это дерево является доминирующей породой во всем так называемом субарктическом поясе, то есть в северной части Европы, Азии и Америки. Народы разных стран, населяющие эти территории, широко использовали березовую кору в домашнем хозяйстве [1, с. 36]. Можно сказать, что береза играла важнейшую роль в ежедневном выживании у многих народностей.
Береза — самое популярное дерево России. Какими только эпитетами не наделяют писатели и поэты красавицу наших лесов и всегда они положительные.
Береза издавна служила людям. Ее использование было массовым и разнообразным. Белую березу считают символов весны и тепла, добра и чистоты, молодости и целомудрия и, наконец, всенародно признанным символов России. Можно сказать, что образ русской березы сопровождает русского человека от момента рождения и до его смерти, помогая ему развиваться в течение всей жизни и совершенствовать свои умения, излечивая и оберегая человека от всяких напастей видимых и невидимых.
У всех славянских, германских, прибалтийских и очень многих других народов береза являлась основным ритуальным деревом. Около берез, со срубленными березками, березовыми ветками и вениками совершались многочисленные ритуальные действия, праздничные гулянья, водились хороводы. Культовыми действиями с березами были особенно насыщены праздники весеннее — летнего цикла у русских и белорусов, начинавшиеся с четверга седьмой после пасхальной недели, к которому березы успевали одеться в свой летний наряд. Когда все в природе молодо и дышит любовью, когда в каждой лесинке и каждой былинке играют свежие весенние соки — именно тогда, на седьмой неделе после Пасхи, отмечает народ свои самые сокровенные праздники. В четверг — Семик, а в воскресенье — Троицу. Вся эта неделя называлась в народе «Зеленые святки» Троица или, как ее еще называли Пятидесятница (она отмечалась на пятидесятый день Пасхи), этот важнейший праздник православного церковного календаря, довольно часто приходилась на отмечавшийся в эту же пору, но в стародавние дохристианские времена, Русалии [4, с.101]. Согласно поверьям, широко распространенным преимущественно на юге России, именно тогда каждый год появлялись русалки — души умерших девушек и детей, утонувших или погибших в русальную неделю. «Они с деревьев спускались», «из-под земли, из могил выходили» [2, с.41]. Кроны дубов и берез — излюбленное место ночного пребывания русалок, они качались на их раскидистых ветвях, расчесывая свои длинные волосы. В русских заговорах также используется березовая кора. Так, например, в Новгородской области, при заговоре на возвращение заблудшей овцы или коровы пользовались куском бересты. Еще один обряд, совершаемый над березой — «заламывание», когда березку «заламывали» — пригибали к земле и переплетали травы с ее ветвями или отламывали ей верхушку. В этом обряде наиболее ярко прослеживается взаимосвязь образов березы и колоса, кроме того, нам следует вспомнить, что существовало суеверие, будто души умерших своим пребыванием на земле в русальную неделю помогали плодоношению всего растущего. Во многих районах русских областей было принято во время девичника наряжать маленькую березку или елочку, которую называли «девьей красотой». Иногда ее готовили сразу же после сговора и тогда прикрепляли на угол дома, на крыльцо или ворота. Ее украшали лентами, да еще и косой из кудели. Второе деревце, которое тоже украшали девушки, выносили уже на стол. Это происходило в день свадьбы. А когда невесту везли в церковь, свадебное деревцо помещали позади саней и по дороге выкидывали где-нибудь в поле [4, с.73]. Береза шла на изготовление предметов домашней утвари: скамеек, табуреток, стульев, полочек. Из березы делали сельскохозяйственные орудия и детали к ним. Береза применялась для изготовления конской упряжи (хомутных клещей, детали для седелок, дуг и оглобель). Испокон веков избы и другие помещения на Руси и в сопредельных территориях освещались лучинами. Капами (ствольными наростами) называют наплывы, образующиеся от разрастания спящих почек у основания стволов, вокруг усыхающих сучьев или дыхательных щелей-чечевичек, которые на поверхности капов не дают побегов. Березовый кап как поделочный материал ценился очень дорого. Из капа изготавливаются ларцы, шкатулки, всевозможные коробочки, письменные приборы, крышки для блокнотов и многие другие предметы.
Береста — материал многоцелевого использования. Она широко применяется в качестве водонепроницаемого изоляционного материала при строительстве срубных жилищ и хозяйственных построек. У некоторых народов Приморья береста использовалась для изготовления небольших лодок-берестянок, рассчитанных на одного-двух человек. Так же береза шла на изготовление музыкальных инструментов.
Березовый деготь входит в состав ряда лечебных препаратов, в том числе в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона. Деготь в качестве дезинфицирующей добавки используется в мыловарении. Дегтярное мыло популярно было в простонародье.
Березовый сок образуется за счет превращения отложившегося в корнях крахмала в сахар и растворения его водой. Сладкий сок поступает в почки и обеспечивает развитие побегов, листьев, сережек Он обладает общеукрепляющим свойством, улучшает обмен веществ, хорошо действует на работу почек, печени и другие органы человека.
Баня финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья как историко-этнографический объект является неотъемлемой частью в системе их жизнеобеспечения [5, с. 65].
Важное место отводят бане. Она является средством лечения и предупреждения болезней. Простудившись, парились березовым веником, при ревматизме, полиартритах — пихтовым и березовым вениками. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав [5, с. 28].
В бане не только мылись, но и пытались справиться с разного рода недугами с помощью средств, наиболее известных в народе. Такими процедурами достигалось рассасывающее, смягчающее действие. Ведущим лечебным началом считалось тепло, при пользовании растений и продуктов животного происхождения рассчитывали на их целебные свойства.
Таким образом, при обработке древесины можно было проследить символику, т. е. значение, не только в форме, но и в украшении предметов, выполненных народными мастерами. Тема исследования помогла глубже понять смысл применения дерева в обрядовой культуре русского народа, сравнить с применением у других народов, а также увидеть отголоски древних представлений в современной жизни (например, значение березового веника в бане). Также изучение берестяных предметов помогло понять утилитарность их использования, оценить их прочность, легкость и красоту.
Литература:
- Верзилин Н. М. Растения в жизни человека. Л.: 1952
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.:1980.
- Зорин Н. В. Очерки этнодендрологии. Казань: 2006.
- Демин В. Н. Тайны русского народа. М.:1997.
- Никонова Л. И., Кардина И. А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья. Саранск: 2003.
- Тимонина О. Ю. Символ березы в русском фольклоре// Чело № 2, 2002
- Тойдыбекова Л. Марийская мифология: Этнографический справочник. Йошкар-Ола: 2007.
- Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург: 1995.
- Ярыш В. И. Сказ берестовых строк // Чело № 2, 2002
Широко используется в быту и медицинских целях
Целители и врачи на протяжении истории долгое время использовали березовую кору, её листья и почки в медицинских целях. Это было приготовление различных целебных мазей и настоек. Наверное, именно по этой причине береза так ценилась славянами. Красивое лечебное дерево стало неофициальным символом необъятной и свободной страны под названием Россия.