Резьба по дереву – что это такое, история возникновения, особенности разных видов этого искусства

Привет, дорогой друг. Сегодня мы поговорим о таком древнейшем увлечении, как резьба по дереву. Обещаю, будет интересно, и, возможно, ты тоже захочешь попробовать свои силы в этом ремесле.

«Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.»

Бертольд Брехт

Резьба по дереву: история появления

Резьба по дереву – это вид декоративно-прикладного искусства, народное художественное ремесло.

Художественная обработка дерева известна с давних времен. Практически у всех народов мира существуют свои национальные способы резки. По мере совершенствования орудий труда, меняются и технологии резки дерева. Являясь одним из главных народных ремесел, современная художественная резьба многие техники заимствовала из национальных традиций.

В Древней Руси дерево широко использовалось в самых разных целях: от строительства до изготовления посуды. Однако, в силу его природных свойств, до наших дней сохранилась лишь малая часть изделий.

Изучая древние летописи, можно сделать вывод о том, что первые резные узоры появились у старославян: плотников и столяров.

Если рассуждать логически, с этим довольно непросто согласиться – ведь наскальные рисунки считаются самой первой живописью. Если первобытные люди умели рисовать каменными резцами на дереве, камне, было бы странно предполагать, что создать более сложный орнамент или вырезать чашку-поилку для них стало бы проблемой.

Скорее всего, именно по причине плохой сохранности деревянной утвари в естественных, природных, условиях: земле и сырости, мы не можем узнать точную дату появления этого ремесла.

Ярким примером славянской художественной резьбы являются деревянные дома – памятники архитектуры 18-19 веков, ставшие национальным достоянием и характерной чертой России.

Большое внимание крестьяне уделяли украшению домов: высокие фронтоны с резными головами животных, растительным и геометрически орнаментом сохранились не только в книгах.

Архаичный геометрический орнамент в декорировании домов мы можем наблюдать в Костромской и Архангельской губерниях. Резьбой украшены наличники, кровля и оконницы.

В глубинках можно найти настоящую сокровищницу – старые домики, за некоторыми до сих пор ухаживают наследники. В Поволжье с начала 18 века была распространена барочная резьба, заимствованная домовыми зодчими от корабельщиков. Дома украшали в морском стиле: на крыльцах, воротах и фасадах вырезали русалок, рыб, растения.

Наряду с декорированием жилых домов, на Руси развивалось ремесленничество – мастера вырезали из дерева посуду, предметы быта (прялки, сани), деревянные игрушки (матрешек, лошадок и др. фигурок). Большая часть предметов расписывалась вручную, что и поспособствовало развитию народного промысла – на ярмарках такой товар раскупался в раз.

В середине 19 века на Поволжье и в Сибири появился новый вид оформления – пропильная (ажурная) резьба, ставшая своеобразной визитной карточкой России. Орнаменты ажурной резьбы частично копируют технику выполнения рельефных узоров, за исключением того, что пропильная не предусматривает фон.

Плоскорельефная и рельефная резьба

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.

Этот вид резьбы различают по подвидам:

  • подушечный фон;
  • подобранный фон;
  • заоваленный контур.

В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.

Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту.

Преимущества художественной резки

Сегодня ажурная резьба возрождается в современных домах нашей страны, как, в принципе, и резьба в целом. Ведь то, что дарует тепло, не может долго находиться в забытье.

  • Резьба по дереву в качестве хобби дарит радость от занятия любимым делом. Если ты сможешь перевести его в разряд заработка, еще лучше.
  • Резьба по дереву успокаивает. Во всей суете нам так часто не хватает тишины и возможности хотя бы на несколько минут уединиться, оставшись наедине с собой.
  • Резьба как спокойный монотонный труд совершенствует работу мозга, очищая его от страхов, фобий, наделяет человека здравой гордостью от полученного итога.

«Успех — это возможность просыпаться утром и засыпать вечером, успевая делать между этими двумя событиями то, что тебе по—настоящему нравится.»

Боб Дилан

Разновидность резьбы

Современная резьба по дереву подразделяется на следующие категории:

Объемные (скульптурные)

Изображение полностью или частично отделено от фона. Техника похожа на барельеф.

Плоскорельефная


Изображение подчеркивается на фоне за счет углубления последнего.

Прорезная (ажурная)

Относится к технике сквозного стежка. Фон в изделиях был полностью удален. Ранее они часто использовались для украшения икон и картин в качестве рамы.

Контурная

Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практических занятий. Контурная резьба — это рисунок, который создается пересечением неглубоких линий. Если сравнивать со скульптурным искусством, то наиболее близким аналогом этой техники является анкре или койланаглиф.

Геометрическая

Как и контур, он относится к простым техникам, которые применимы даже для новичков. Узор образован из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы преображаются под игрой света и выглядят очень красиво.

Рельефная

В изделии практически отсутствует плоскостность. Каждый элемент конструкции выступает из поверхности на разную высоту. Существует два подтипа рельефа: высокий рельеф и низкий рельеф. В первом случае изображение занимает почти половину объема, а во втором — всего несколько сантиметров.

Восточная

Характеризуется богатством тонких орнаментов, достигаемых пересечением прямых и изогнутых линий. Цветы часто появляются в узорах в качестве дополнений.

Вышеперечисленные приемы считаются основными, но список ими не ограничивается. Гораздо реже встречаются скульптурные техники с чеканными и подушечными фонами и блочная скульптура. Среди большого разнообразия типов резьбы мастер любого уровня найдет направление по душе.

Виды, особенности, примеры

Резьба по дереву – это декоративный способ обработки древесины с целью ее художественного оформления: в виде форм, узоров, рельефов. Довольно кропотливая работа, которую раньше выполняли исключительно вручную, сейчас автоматизируется с помощью электроприводных копировально-фрезерных устройств.

Использование автоматизированной резки значительно облегчает труд, и оправданно в столярных мастерских и мебельных цехах – там, где предметы производят в большом количестве с целью продажи. Но все же ценность резьбы по дереву именно в ее уникальности, эксклюзивности, каждого экземпляра – т. е. непосредственно в ручном изготовлении.

Художественная обработка выгодно подчеркнет стиль и утонченность интерьера, создаст особую атмосферу уюта и респектабельности. Люди, имеющие средства на приобретение дизайнерских изделий, стремятся отойти от покупки конвейерных: предметы мебели, посуда, декор – в таких домах всегда приковывают взгляд и захватывают воображение.

Резные узоры с причудливыми формами вносят ноту изящества в любой интерьер.

Геометрическая резьба

Этот вид резьбы по дереву наиболее простой и доступный многим умельцам. Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.

Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.

К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.

Виды резьбы по дереву

Каждая техника развивалась обособленно: мастера вырезали предметы быта, интерьера, точили утварь на свой вкус и лад.

Декоративная резьба по дереву насчитывает 6 основных техник резки и их подвиды. Рассмотрим красоту в деталях.

Плосковыемчатая – резьба, выполненная на плоском фоне с выемками-рисунками разной формы и углублений. Орнамент по всей поверхности фона плоский с одинаковой высотой.

Обычно плосковыемчатой резьбой выполняется сувенирная продукция. Узоры в углублении 5-7 мм могут быть вогнутыми, прямыми или выпуклыми.

Подразделяется на:

  • Контурную, фоном которой выбирают покрытую лаком поверхность. Узор выполняется с помощью стамески-уголка, ножа-косяка, узкой (полукруглой) стамески или церазика.
  • Скобчатую (ногтевидную) резьбу, выполненную стамесками разного диаметра. В результате работы мастера появляются плоские полукруглые углубления.
  • Геометрическую (клиновидную, трехгранную), любовь к которой появилась у начинающих мастеров из-за простоты выполнения. Узоры вырезаются с помощью одного единственного инструмента – ножа-косяка.

Скульптурная – объемная резьба, получившая первоначальное предназначение в церквях. Ею украшали алтари, вырезали кресты и образа. Предметы мебели, выполненные в классическом и дворцовом стилях, часто украшены именно скульптурной резьбой.

Эта техника широко используется не только в резьбе больших изделий и скульптур, но также и детских игрушках – предметах, требующих детальной обработки формы.

Плоскорельефная – резьба с невысоким уровнем рельефа, расположенного в одной плоскости. Этот вид декоративного оформления часто можно увидеть во внутреннем убранстве деревянных домов.

Подразделяется на:

  • С заоваленным контуром – выполняется с помощью стамески под небольшим углом наклона и с одинаковой глубиной надреза. После вырезки острые грани закругляют (заоваливают).
  • С подушечным фоном – резьба с выпуклыми формами по всех поверхности изделия, напоминающий подушечки. Края узора заоваливают круто, фон – под небольшим углом.
  • С подборным фоном – сложный вид резьбы, в котором используют несколько инструментов: клюкарзы, стамески. По аналогии с заоваленной резьбой делают надрез, выполняют подрезку по намеченному контуру, а фон выбирают клюкарзами, прямыми стамесками разной глубины и ширины, в зависимости от рисунка.

Домовая – одна из самых старых техник в украшении домов, совмещающая базовые элементы глухой и ажурной видов резьбы. Глухая резьба не имела сквозных элементов и защищала древесину от гниения.

Использовали ее преимущественно для оформления дверей и ставен, перил, фронтонов, фасада дома. Фрамугу же украшали ажурной резьбой или крепили накладные вставки над входом.

Рельефная – рельеф в таком виде резьбы выполняется разной высотой, а фон – всегда глухой.

Отличается от других видов большей выразительностью, обилием сложных элементов, создающих объем и игру теней в композиции. Для выполнения рельефной резьбы нужно несколько инструментов: ножи-косяки, полукруглые стамески различной ширины, клюкарзы.

Подразделяется на:

  • Барельефную – узоры с небольшим возвышением над фоном. Встречается на воротах, фризах домов, досках, рамах, обналичниках.
  • Горельефную – высокий узор с выпуклыми формами, значительно возвышающийся над фоном. Такой резьбой выполняют памятники, картины, иконы, в домах – пилястры, колонны – там, где рисунок хорошо виден как с центральной, так и сбоку.

Пропильная (прорезная, ажурная) – резьба с удаленным фоном. Сочетание рельефной или геометрической резьбы создает впечатление легкости, воздушности изделия.

Сквозными узорами, выполненными специальной пилой, украшают деревянные дома (карнизы, наличники, причелины).

Каждая техника резки непосредственно зависит от используемого инструмента. Пришло время подробнее с ним ознакомиться.

Домовая резьба

Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.

Резьба по дереву для украшения домов была хорошо развита уже более пяти веков назад. На севере России сохранились самые древние деревянные постройки, украшенные резьбой. Много деревянных резных домов встречается и в Поволжье.

Многие исследователи считают, что искусство украшать жилые постройки резьбой перешло из кораблестроения. Часто домовая и корабельная резьба подразумевает под собой одно и то же. Домовая резьба подразделяется на объёмную, рельефную и прорезную.

Вероятно, первой объёмной резьбой были украшены носовые части кораблей. На них присутствовали фигуры птицы, коня, оленя. Рельефная резьба украшает фронтоны домов, окна, наличники. Прорезной вид появился в 19 веке. Ажурные украшения выпиливались лобзиком и украшали дома, перила, входы в помещения.

Инструменты и материалы для резьбы по дереву

Какую бы технику мы ни выбрали: сверление, выпиливание, выдалбливание, без инструментов не обойтись. Получить наиболее ценные, единичные, экземпляры удается только с помощью ручной резьбы. Потому рассматривать будем исключительно ручной инструмент.

Основные и вспомогательные инструменты, которые понадобятся каждому резчику:

  • Чертежные (для создания эскиза узора и перенесения его на деревянную основу): карандаши, калька, бумага, копировальная бумага, линейка, циркуль.
  • Режущие (ими будем выполнять орнамент): стамески, ложкорезы, ножи, клюкарзы.
  • Крепежные (для удобной фиксации заготовки во время работы): тиски, зажимы.
  • Материалы для шлифовки: шлифмашинка – для обработки больших элементов экспозиции (мебель, скульптуры с плоским фоном), наждачная бумага – для ручной шлифовки небольших деталей, сложных узоров, объемных участков.
  • Клей по дереву – для склеивания отдельных элементов.
  • Покрытие (для придания изделию законченного вида и в качестве защиты дерева): лак, краска, морилка, воск и пр.

Начинающим резчикам стоит приобрести простые наборы для ручной резки или даже отдельные инструменты (их можно купить поштучно). Для сравнения: стоимость профессионального набора стартует от 20 тыс. р., базовый – от 1,5 тыс. р., а цена одного ножа – около 300 р. Вот наша табличка-помощница, можешь смело ориентироваться на нее при выборе инструмента.

Ножи-косяки

Используют для небольших углублений. Ширина полотна от 4 до 50 мм, а угол скоса – 35°. По типу заточки бывают: однофасковые, двухфасковые

Ножами с короткими лезвиями (флажками) можно резать в технике как от себя, та и на себя.

Ножи-резаки

Нож используется в геометрической, контурной и скульптурной резке древесины мягкой и средней плотности.

Лучшим материалом при выборе резаков считается закаленная сталь.

Стамески

Бывают разной формы: прямые, отлогие, угловые, полукруглые. Используются для создания как неглубоких рельефов и выемок полукругом, так и для выборки пазов, очистки углублений в дереве.

Угловыми стамесками выполняют узоры небольшой глубины (канавки).

Ложечные ножи (ложкорезы, клюкарзы)

Ложкорезы могут сочетать в себе как особенности и внешний вид клюкарзы, так и ножа.

Ими выполняют объемную резку – внутренние сферические поверхности в изготовлении ложек, чаш, черпаков.

Скобы (скобли)

Для снятия первого грубого (необработанного) слоя древесины

Все скобы разнятся размерами, углом наклона и шириной режущего полотна. В зависимости от обрабатываемой площади, выбирают ширину полотна скобы

Чеканы

Ручной инструмент в виде восьмигранника или круглого металлического стержня с разной формой рабочего полотна (закругленной, в виде зубила или конуса).

Металлические стержни используются для вырезки фактурного геометрического узора

Толщина лезвия выбранного ножа должна быть не более 4 мм, а длина – не более 5 см. Не старайся приобретать ножи с длинным рабочим полотном, ими не очень удобно работать.

В продаже встречаются ножи из низкоуглеродистой стали. Большая проблема в том, что они быстрее тупятся, а при работе с деревом высокой плотности могут сломаться. Лучшими ножами для резьбы по дереву считаются те, рабочее полотно которых выполнено из высокоуглеродистой стали и имеет маркировку 55 – 60 RC. Наличие сменных полотен избавит от необходимости периодической заточки.

Если же ты приобрел нож с фиксированным лезвием, то профилактический уход поможет оставаться инструменту в надлежащем состоянии.

Тайная геометрия


Ножка прялки. Вологодская область, Тарногский район, д. Денисовская. Мастер Степан Оглоблин. 1890


Валек для отбивания белья при стирке. Заонежье. Конец XIX- начало ХХ века


Прядка. Заонежье, Межвежьегорский район, Республики Карелия

Геометрическая резьба — самый древний оформительский тренд, известный человечеству еще с дохристианских времен. Кроме хорошего глазомера и уверенной руки, он не требовал от мастера ничего. Даже специального инструмента: нанося орнамент, резчик мог обойтись обычным ножом. Как правило, такой резьбой украшали небольшие предметы, которые превращались в оберег. Дело в том, что самые простые узоры в виде геометрических фигур были символами стихий и явлений. Размещая их в определенном порядке, древние мастера старались уберечься от сил природы или, наоборот, призвать их на помощь. Такие узоры были своего рода магической книгой для тех, кто умел их читать. Розетка с лучами или просто круг призывали в дом благодать Солнца. Вырезанные ромбы должны были даровать хозяину силу и мощь. Узор из треугольников, нанесенный на примитивную фигурку коня, должен был принести здоровье всему домашнему скоту. В дальнейшем редко кто из резчиков использовал геометрическую резьбу по языческим заветам — с необходимым числом заклинаний и количеством взмахов ножа. Но предметы, украшенные таким образом, и сейчас можно отыскать в северных деревнях.

Уход за инструментом

Периодически за инструментом нужно ухаживать: проверять ножи на наличие коррозии и затачивать. Для заточки можно использовать несколько способов: оселки, наждачную бумагу или кожаные ремни, выбери наиболее подходящий для себя.

Сначала лезвие затачивают с помощью мелкого абразива (алмазной крошки или наждачной бумаги). Обе стороны обрабатываются до появления заусенцев, затем эти неровности устраняются мелкозернистым абразивом, а завершающей стадией станет полировка лезвия. Качество заточки проверяют на бруске дерева – если провести ножом поперек, волокна не должны пушиться. Ровная линия говорит о нужной степени заточки.

Мастера рекомендуют использовать специальные ремни. Инструмент состоит из металлического кольца и рукояти. Используемый профессиональными точильщиками, кожаный ремень отлично подходит для финальной обработки лезвия.

Идеальное состояние режущего полотна достигается путем заточки ножа вдоль натянутого ремня по направлению движения. Прижимать полотно нужно без лишнего давления под небольшим наклоном. Сперва упор делают сильнее, а к концу ремня ослабляют, чтобы режущее полотно сходило к верху.

Используемые вместе с полировочным ремнем, пасты служат для финишной обработки ножа, придавая полотну гладкость и глянцевый блеск. Состав наносят непосредственно на ремень.

В продаже можно встретить множество паст с содержанием различных абразивов. Большинство из них отлично заменяет известная всем паста ГОИ. Она также представлена разной степенью зернистости, и подходит как для пластичных металлов, так и высокоуглеродистой стали, стекла, керамики и прочих материалов.

Хранят инструменты в отдельных (лучше деревянных) шкафах, предварительно завернув в хлопчатобумажную или холщовую ткань.

Чистка от следов окиси

Если на ноже появились следы коррозии, еще не время его выкидывать. Можно попробовать реанимировать.

  • Питинговая коррозия удаляется с помощью ластика или автополироли с мелкой фракцией абразива.
  • Каверны удаляются полиролью для царапин, а затем – также полируются мелкоабразивным составом.
  • Большие участки ржавчины можно очистить наждачной бумагой, после проходят полиролью.

Использование полироли на завершающей стадии обработки обязательно!

Главная → История народных промыслов → Резьба по дереву


Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.


В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа – применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, – вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Объемная резьба


Многие вятские храмы сохранили иконостасы – памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII – начала ХVIII веков – иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других – тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба


Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников – мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова – украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Заготовки: выбор и покупка древесины

Кроме инструментов начинающему резчику стоит подумать о выборе деревянной заготовки. В обработанном, в виде: матрешек, шкатулок, кружок, ложек, копилок и пр. – заготовки можно относительно недорого приобрести в магазинах для творчества.

Ярмарка Мастеров предлагает деревянные шкатулки, доски, фигуры – в умелых руках эти чистые, но безликие, холсты превратятся в настоящие шедевры.

Например, такие.

И да, это деревянная шкатулка, окрашенная под металл.

Стоимость заготовок варьируется – от 100-300 р. за небольшие (матрешки, бочонки) и от 500 до 1000 р. за рамки, шкатулки. За условные 50 р. можно купить самую простую доску, которой хватит для первой пробы пера.

Кроме того, приобрести небольшие заготовки можно в строительных магазинах, торгующих паркетной доской. Там всегда большой выбор древесины (в том числе ценных пород) и ее размеров.

Из нетрадиционных источников можно отметить упаковочную древесину, которой защищают габаритные товары при пересылке; различные поддоны и даже обрезки древесины из мебельных цехов. Эти материалы легко найти или купить буквально за копейки. Столярные цехи продают обрезки на дрова, а, между прочим, среди них часто попадаются бруски красного дерева.

Конечно, такая древесина приобретается не сразу, и перед желанием поработать с красным деревом, стоит первая цель – научиться резать. Для того мы здесь и собрались.

Кудрявые узоры


Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».


Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».


Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Зато вот уж от чего любые критики всегда были в восторге, так это от знаменитой «кудринки». Еще бы: этот вид резьбы расцвел под покровительством признанных художников «мамонтовского кружка», устроивших в Абрамцеве, усадьбе мецената Саввы Мамонтова, столярно-резчицкую мастерскую. Один из учеников открыл в своем селе, Кудрине, собственную мастерскую, где работали над абрамцевскими заказами. Там и сформировались основы нового стиля. Успешно совпав с тогдашней модой на все исконно русское, новая резьба совместила в себе и старинную плоскорельефную, и совсем древнюю геометрическую. Веточки, завитки, розетки, заставки первопечатных книг, эскизы Елены Поленовой, учившейся в Париже и сумевшей добавить старинным русским орнаментам гламурного шику, — все это декоративное богатство превратило «кудринку» в заметное явление. До сих пор этот вид резьбы считается одним из самых популярных в России и входит в учебные стандарты при подготовке профессиональных резчиков по дереву.

Резьба по дереву: с чего начать?

Если ты уже готов или, тем более, вооружился самым удобным ножом на свете, пусть даже из недорого сегмента, самое время попробовать его в деле. Но сначала – правила, впрочем, как всегда.

В самом начале работы нужно определиться с породой дерева. Новичкам не стоит пробовать резать хвойные: во-первых, они тверже, чем лиственные, во-вторых, их текстура неоднородна. Неаккуратное движение может испортить всю работу. Для плавной резки отлично подойдут лиственные: липа, осина, ольха, береза.

Создав эскиз на бумаге, мастер переносит его на деревянную заготовку простым карандашом или с помощью кальки.

При выборе техники стоит учитывать свой опыт с материалом. Первые работы начинают с простых линий и геометрических узоров.

Сделать вот такую резьбу на готовой шкатулке или заготовке вполне под силу ученику.

На сегодня, мой друг, это все. Если тебя заинтересует более углубленный материал: по видам сушки дерева, исправлению сколов, технике маркетри, дай нам знать, мы подготовим отдельную статью.

Если тебя заинтересовало это хобби, то советуем приобрести наш стартовый набор по ссылке ниже.

С корабля на бал

Глухая резьба на воротах дома Павловой середины XIX века в Музее деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Фото И. Бобыльковой


Наличники и лобовая доска с глухой резьбой на доме комплекса «Город мастеров» в г. Городце Нижегородской области


Глухая резьба берегиня (русалка) на карнизной доске и лев на лобовой доске дома Павловой середины XIX века в Музее деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Фото И. Бобыльковой

У нижегородской глухой резьбы, пожалуй, самая интересная история. На дома она перекочевала прямо с Волги-матушки. Такую резьбу называют еще «корабельной», ведь именно ею украшали расшивы — суда, на которых по Волге переправляли множество товаров. Расшивы издавна покрывали самой причудливой, самой искусной резьбой. Исследователи считают, что у этой тяги к прекрасному было самое что ни на есть практическое обоснование.

Начиная с конца 1740-х годов целая серия царских указов запрещала использовать где бы то ни было доски, тесанные топором. Лес тогда — главный ресурс, его берегут и экономят, ведь чаяниями Петра I вокруг всех крупных городов леса выкосили чуть не до нитки. Плотникам велят бросить топоры и браться за пилы. Поскольку «из одного бревна пиленых досок может быть пять, а по крайней мере четыре или три доски, а топорных одна или по нужде две выходит». Судовладельцев это не могло радовать: считалось, что именно доска из-под топора наиболее пригодна для кораблестроения. Сильный удар как бы запечатывал волокна дерева, и такая доска становилась для воды неуязвима. А пиленые доски «мочалились», «подпускали воду». Однако из-за не тех стройматериалов можно было попасть не то что под санкции, а даже и под репрессии: штрафы, изъятие, битье кнутом.

Инструменты для работы

К специализированным инструментам резчика предъявляются поистине высокие требования. Мастерство исполнителя играет немаловажную роль. Но лишь с правильно подобранными и тщательно наточенными инструментами мастер сможет продемонстрировать свои умения в полную силу.

И если профессионал легко и с первого взгляда определяет качество приспособлений для работы, то новичок неизменно теряется и может совершить оплошность.

В первую очередь следует приобрести:

  • качественные ножи;
  • стамески (несколько штук);
  • надфили;
  • ножовки, режущие металл;
  • приспособление для зажима;
  • наждачку разной зернистости;
  • дрель и несколько видов свёрл;
  • деревянные бруски.

Ножи

Ножи лучше всего купить в специализированном магазине товаров для творчества и хенд-мейда. Они должны быть произведены из стали высокого качества. Если средства ограничены, можно на время приобрести ножи попроще, но хорошо их наточить.

Специалисты положительно отзываются об инструментах брендов «Татьяна», «Narex» и «Kogatana».

Стамески

Первое время вместо стамесок можно применять остро наточенные отвёртку и напильник.

Закупая стамески, обратите внимание на следующие разновидности:

  • Плоская – стамеска в форме удлинённого стержня с режущей кромкой в торцевой части, она нужна при первоначальной обработке дерева.
  • Полукруглая – один из самых востребованных видов, может быть различной по степени округлости: средней, круглой или отлогой.
  • V-образная – необходима при выполнении геометрической резьбы.

Станок

В резьбе на станке заложен огромный потенциал, упрощающий этот труд и превращающий его в удовольствие. Современные модели стоят совсем недёшево, но профессионалы характеризуют их с наилучшей стороны.

Станки способны упростить множество знакомых резчикам трудоёмких операций:

  • обработка поверхностей под разными углами;
  • сверление углублений, пазов и канавок;
  • фрезеровка;
  • собственно резьба.

Есть огромные различия и в размерах моделей станков, и в технологии их работы:

  • ручные;
  • фрезерно-гравировальные;
  • лазерные;
  • станки с ЧПУ.

Для упрощения многих операций именно художественной резьбы профессионалы советуют приобрести станок с ЧПУ. Но если начинающий мастер просто хочет попробовать себя и проверить, подходит ли ему это хобби, вполне достаточно ручного станка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]