Яхтный лак: разновидности, их свойства и предназначение, какие характеристики влияют на выбор


Корабелы раньше остальных стали использовать лаковые составы для защиты древесины от разрушающего действия влаги; полезные свойства оценили и на берегу. Строительные магазины предлагают целое семейство составов под разными названиями: палубный, корабельный, яхтный лак. Разбираемся, какие разновидности лакокрасочных изделий существуют, какими характеристиками обладают, для чего и как применяются.

В современном интерьере Источник koupelny94.cz

Как связан химический состав и область применения

Когда-то корабельным лаком завершали отделку деревянного корпуса, элементов палубы и внутренних деталей. Формула была разработана таким образом, чтобы максимально защитить древесину, постоянно находящуюся под открытым небом и в контакте с водой. Поскольку лак использовался исключительно в наружных работах, об опасности испарений для человека никто не задумывался.

Нужные качества состав приобрёл благодаря толуолу и ксилолу, летучим веществам бензольной группы. Соединения обладают несчастливым сочетанием качеств: они легко испаряются и достаточно ядовиты, чтобы нанести серьёзный вред здоровью.

Кожа и дыхательные пути служат местом проникновения испарений в человеческий организм. Незначительная доза вызывает головные боли и головокружение, более сильная раздражает слизистые оболочки. Тяжёлая (или длительная) интоксикация приводит к поражению нервной системы и внутренних органов, перерождению клеток.


Первое предназначение Источник stblizko.ru

Превосходные качества, которые приобретает деревянная поверхность, стали причиной распространения корабельного лака для дерева на другие сферы. Его наносят на мебель и музыкальные инструменты, покрывают полы и панели. Состав применяют для финишной отделки стен в банях и элементов беседок, им вскрывают оконные рамы, двери, лестницы.

Какими бы качественными не были современные лакокрасочные изделия, они по-прежнему остаются токсичными. Поэтому в интерьерных работах их применяют крайне осторожно, не игнорируя правил техники безопасности.

Достоинства и недостатки

Популярность корабельного лака объясняется тем, что он обеспечивает древесине эксплуатационные качества на порядок выше, чем стандартные мебельные аналоги. В число плюсов входят следующие особенности:

  • Высокая адгезия с древесиной. Лак проникает глубоко в структуру древесины, поэтому действует дольше и надёжнее традиционных составов. Лаковая плёнка отличается стойкостью к истиранию, появлению сколов, царапин.


Лестница под лаком Источник yandex.net
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на лакокрасочных и отделочных материалах и сопутствующих работах

  • Большой срок эксплуатации. У лаковой поверхности высокая прочность; она стойка к щелочным соединениям, не боится больших механических нагрузок.
  • Гидрофобность. Лак яхтный для дерева делает древесину влагостойкой, защищает от гниения.
  • Декоративные качества. Лак подчёркивает красоту природной поверхности, одновременно он устойчив к выгоранию и не меняет свойств со временем.
  • Рабочие свойства. Яхтный лак характеризуется небольшим расходом, а покрытие быстро сохнет.

Некоторые качества превращают состав в весьма неоднозначный материал для отделки в быту:

  • Основной минус – токсичность и связанный с ней неприятный запах.
  • На морозе эластичность лакового покрытия уменьшается, и оно становится хрупким. Деревянные корабли – не ледоколы, и в обычных условиях с низкими температурами не сталкиваются.
  • Появятся проблемы у деревянных стен, покрытых лаком сразу после строительства. Усадка приведёт к неизбежному разрушению плёнки.
  • При плохом качестве яхтный лак для внутренних работ по дереву имеет желтоватый оттенок, что может негативно повлиять на итоговый вид мебели или двери.


Лакировка пола Источник ukrsmeta.ua

Способ фасовки

Производители яхтных лаков фасуют свою продукцию в банки или баллончики. Последний вариант более удобен при нанесении, так как для этого не понадобится валик или щетка. Аэрозоль позволяет добиться хорошей однородности дисперсного слоя нужной толщины.

К слабым сторонам лака в баллончиках относят небольшой объем фасовки и дороговизну (средство для лакирования схожего объема в банке обойдется на порядок дешевле).

Как показывает практика, глянцевые составы удобнее наносить на дерево методом распыления, а матовые – традиционной кисточкой или валиком.

Разнообразие по составу

Лакокрасочные изделия, предлагаемые строительными магазинами, разнообразны по характеристикам. Их классификация основана на том, какое химическое вещество является основным в составе. По этому признаку различают четыре группы марок.

Алкидные

На строительном рынке широко представлены алкидные лаки со следующим набором качеств:

  • Состав представляет собой раствор алкидных смол с высокой скоростью полимеризации и высокой степенью токсичности.
  • Обладают тяжёлым запахом. В процессе высыхания сначала испаряется растворитель, затем бензольные соединения. Состав на алкидной основе продолжает выделять токсичный бензол ещё 3-4 месяца после высыхания.
  • Алкидный яхтенный лак для дерева для наружных работ не теряет качеств 4-5 лет (при средней механической нагрузке).
  • Применение. Из-за высокой эмиссии ядовитых веществ его запрещено использовать в доме. Он подойдёт для защиты крыши беседки, террасы, деревянного забора, лестницы.


Обработка поверхности Источник wp.com

Полы

0 votes

+

Голос за!

Голос против!

Яхтный лак давно и успешно применяется для обработки поверхностей деревянных классических яхт. Не так давно строители стали использовать его для ремонта квартир и частных домов. Реклама говорит о неисчислимых достоинствах материала, а низкая стоимость располагает к покупке. Но на практике дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. Поэтому разберемся со всеми нюансами, касающимся яхтных лаков.

Оглавление:

  1. Общая информация о яхтном лаке
  2. Виды яхтных лаков
  3. Производители яхтных лаков
  4. Применение яхтного лака

Общая информация о яхтном лаке

Первое, что следует понимать, любой яхтный лак предназначен для обработки наружного и внутреннего корпуса морских и речных деревянных судов. При его производстве основной упор делается на долговечность и прочность. Чтобы добиться максимально возможных результатов, производители используют достаточно токсичные химические элементы. Речь идет о толуоле и ксилоле.

1. Толуол относится к группе сильно летучих бензольных соединений. Это значит, что в химический состав входит карбон и водород. Данный тип соединения легко смешивается с воздухом и усваивается человеком. В результате появляется головокружение, раздражение всех слизистых оболочек вплоть до отека легких. Опасность толуола в том, что вещество испаряется достаточно медленно, но в количестве опасном для здоровья человека.

2. Ксилол — это более сложный бензол, который имеет еще большее негативное воздействие на человека. Пары ксилола проникают не только через дыхательную систему, но и непосредственно сквозь кожу. Отравление ксилолом переносится намного сложнее, чем толуолом. При постоянном воздействии вещества возникают нервные расстройства и активизируются болезни, связанные с действием желез внутренней секреции. Наихудшие последствия — рак.

Не важно используется плохой или хороший яхтный лак, все равно в составе будет опасная химия. Это обстоятельство явно свидетельствует о том, что применение материала внутри помещения категорически не рекомендуется.

С другой стороны все бензолы значительно легче воздуха, взаимодействуя с ним на открытом пространстве, вещества достаточно быстро поднимаются наверх и не представляют совершенно никакой опасности. Использование яхтных лаков на улице допускается, и все равно следует помнить о том, что вещество было специально разработано для лодок, деревянных кораблей и яхт.

Виды яхтных лаков

Деление лаков на матовые и глянцевые является весьма условным. Матовые поверхности не блестят, меньше пачкаются и скрывают пыль. Глянцевые лаки создают красивый эффект свечения под воздействием природного или искусственного освещения. Выбор конкретного типа — лично дело вкуса.

Намного важнее технология, по которой изготовлено лако-красочное покрытие. Выделяют:

  • алкидные лаки,
  • уретан-алкидные лаки,
  • алкидно-уретановые лаки,
  • акрилатные лаки.

1. Алкидные лаки достаточно популярны. Для их изготовления применяют органические растворители. Наиболее распространен уайт-спирит. Хотя лак алкидный яхтный является наиболее дешевым, применение его для дома не допускается. При высыхании начинают испаряться пары растворителя, затем испаряется толуол и ксилол. По прошествии полутора или двух лет, начинают выделятся менее летучие соединения. Срок службы алкидных лаков при средней нагрузке составляет 4-5 лет, и все это время они выделяют в атмосферу огромное количество химикатов.

2. Яхтный лак для пола, технология изготовления которого была специально разработана для применения внутри помещения, это уретан-алкидный. При изготовлении также используются органические растворители, но в значительно меньших количествах. Кроме того, уретановые пластификаторы препятствуют сильному испарению химикатов. С практической точки зрения, преобладание уретановых элементов обеспечивает покрытию гибкость и устойчивость к перепадам температур. Если в доме установлена система теплый пол, то использовать допускается только уретан-алкидный лак, так как все остальные потрескаются.

3. В алкидно-уретановых лаках, как видно из названия, преобладают алкиды. Такой химический состав обеспечивает качественное покрытие, достаточно устойчивое к перепадам температур, а также самую высокую скорость высыхания лака. Последнее свойство достигается путем добавления особо летучих растворителей, скорость испарения которых в разы выше, чем у стандартного уайт-спирита. Как следствие — сверхтоксичность.

4. Яхтный лак для пола, цена которого наиболее высока, акрилатный. Порядок ценообразования связан со способом производства. Все акрилатные лаки являются водорастворимыми, следовательно токсичность снижена до минимума. По факту, данные лаки не являются яхтными, так как покрывать ими наружную часть корпуса деревянных судов нельзя, но некоторые производители маркируют свою продукцию именно так в качестве маркетингового хода. В идеале внутри помещений лучше использовать именно акрилатные лаки.

Производители яхтных лаков

Если решение использовать яхтный лак обусловлено дешевизной материала, следует покупать продукцию производителя, который постарался минимизировать вред для здоровья.

1. Marshall, концерн Akzo Nobel. Лаки Marshall производят в Турции, но сам концерн Akzo Nobel является интернациональным. Главный офис расположен в Амстердаме, а представительства в более, чем в восьмидесяти странах. Это свидетельствует о высочайшем качестве продукции. В пользу данной торговой марки выступает и собственный штат химиков, которые открывают новые возможности стандартных материалов. Основной модельный ряд:

  • лак яхтный полуматовый Marshall Protex Yat Vernik, цена 800 руб. за 2,5 л;
  • лак яхтный глянцевый Marshall Protex Yat Vernik, цена 680 руб. за 2,5 л.

2. Belinka — словенский завод с шестидесятилетней историей. В пользу данной торговой марки говорит хотя бы то, что это одно из немногих производств, которое пережило распад Югославии. Еще один аргумент — оптимальное соотношение цена-качество. Модельный ряд:

  • лак яхтный матовый Belinka Yacht, цена 1200 руб. за 2,7 л;
  • лак яхтный полуматовый Belinka Yacht, цена 1100 руб. за 2,7 л;
  • лак яхтный глянцевый Belinka Yacht, цена 1050 руб. за 2,7 л.

3. Poli-R — это отечественный бренд, который предложил компромисс между недорогой продукцией и реальным качеством. Компания занимается поставками лакокрасочных покрытий, изготовленных в Европе, под собственными торговыми марками. Хотя производство по большому счету является кустарным, соблюдены требования и стандарты Евросоюза, что делает товар конкурентоспособным. Модельный ряд:

  • лак яхтный полуматовый Поли-Р, цена 1200 руб. за 2,5 л;
  • лак яхтный глянцевый Поли-Р, цена 1000 руб. за 2,5 л.

4. Новбытхим — одно из первых крупных отечественных предприятий химической промышленности. Начало деятельности приходится на 1994 год. С тех пор продукция питерского завода стала известна и популярна на всем постсоветском пространстве. Среди яхтных лаков представлены:

  • Главный Технолог полуматовый, цена 800 руб. за 3 л;
  • Главный Технолог глянцевый, цена 750 руб. за 3 л.

5. Престиж — это компания, которая появилась относительно недавно. Открытие завода состоялось в 1998 году. Руководство фирмы поставило основной задачей создание продукции высочайшего качества по доступной цене. Среди всех отечественных компаний пальму первенства следует отдать именно Престижу. Среди яхтенных лаков продукция представлена:

  • Престиж матовый, цена 440 руб. за 1,9 л;
  • Престиж глянцевый, цена 370 руб. за 1,9 л.

Важно: указанная цена актуальна для южных регионов России, Москвы и области. Связанно с тем, что производство расположено в городе Каменск-Шахтинский, соответственно затраты на логистику минимальны. Для остальных областей цена будет выше.

6. Рогнеда работает на рынке более 20 лет. Изначально компания занималась производством огнезащитных составов, но в скором времени расширила ассортимент и зарегистрировала несколько новых брендов, в числе которых WoodMaster, Акватекс, Dali, Eurotex. На сегодняшний день производитель стремится увеличить объемы продаж, что негативно влияет на качество. Лаки от Рогенды хорошо подходят для наружных работ или использования на даче. Модельный ряд:

  • Евротекс полуматовый, цена 610 руб. за 2 л;
  • Евротекс глянцевый, цена 580 руб. за 2 л.

Применение яхтного лака

Кроме стандартного, яхтный лак широко применяется для выполнения бытового ремонта. Основные направления:

  • обработка мебели,
  • обработка полов,
  • обработка каркасных домов,
  • обработка вагонки.

1. В плане мебели речь идет только об уличных столах, табуретках и скамейках. В крайнем случае, тумбе для инструмента. Ни в коем случае нельзя обрабатывать яхтенным лаком тумбочки, в которых хранятся продукты. Еще одно противопоказание имеет эстетический характер. Как и любой другой лак, яхтенный нужно наносить минимум в 2-3 слоя. Так как состав такого лака отличается от мебельного, каждый слой получается достаточно толстым. В результате мебель выглядит не эстетично. Использование матового лака немного скрашивает толщину слоев.

2. Яхтенный лак для пола, отзывы о котором расхваливают экономичность и качество покрытия, на практике не так хорош. Естественно речь идет об испарениях химикатов. По началу их негативного влияния не наблюдается, но спустя два-три месяца появляется хроническая усталость, нервное напряжение и, даже, депрессия. Особенно остро реагируют на толуол дети. Если разобраться в вопросе более детально и тщательно изучить интернет форумы, станет очевидно, что применять яхтенный лак для внутренних работ нельзя.

3. Обработка каркасных домов — это одно из немногих, действительно целесообразных решений использования яхтенного лака в быту. Данный лак создает равномерное прочное покрытие, устойчивое к агрессивной внешней среде. В результате нет необходимости покупать различные дополнительные пропитки и антисептикки.

4. Под обработкой вагонки следует понимать нанесение лака на фасад, который декорирован натуральной вагонкой. Как и в случае с каркасными домами, такого покрытия более, чем достаточно, чтобы защитить дерево на ближайшие 4-5 лет.

Подводя итог следует сказать о том, что любой строительный материал должен использоваться по назначению. Если лак назван яхтенным, то основная сфера его применения — обработка наружной части корпуса деревянных судов. Применение материала не по целевому назначению осуществляется на свой страх и риск. Производители не скрывают состав вещества, поэтому любые претензии со стороны покупателя не увенчаются успехом и восстанавливать здоровье придется за свой счет.

Видео описание

О яхтном лаке по старым доскам в следующем видео:

Уретан-алкидный

В составе преобладают пластифицирующие вещества (уретаны). Они связывают летучие алкиды, чьё содержание также уменьшено. В результате изменения рецепта яхтный лак для наружных работ по дереву превратился в относительно безопасный для людей состав со следующими свойствами:

  • Рассчитан на использование внутри дома; при этом необходимо соблюдать меры безопасности.


Лакировка крыльца Источник wp.com

  • Быстро сохнет, стоек к температурным колебаниям; в состав входят пластификаторы. Они меняют химические и физические свойства состава, благодаря чему его без опасения используют для тёплых полов (другие лаки могут потрескаться).
  • После высыхания лаковая плёнка остаётся цельной в течение 8-10 лет.

Рейтинг яхтных лаков

По составу ЛКМ делят на 5 видов: алкидные, уретан-алкидные, алкидно-уретановые, полиуретановые и акрилатные покрытия. Цена у первых низкая, но они содержат большой процент органического растворителя. Характеристики яхтных лаков с уретан-алкидной основой подходят для ремонта внутри помещений, так как в их составе присутствует меньше токсических веществ. При их нанесении образуется пленка, которая не трескается даже при высокой температуре. Увеличение процента алкидов в составе позволяет получить быстросохнущий, но токсичный материал. Акриловый яхтный лак самый безопасный из всех, но менее влагостойкий. Для яхт его использовать не рекомендуют. Полиуретановые ЛКМ обладают высокой прочностью, поэтому их часто используют для отделки полов.

В обзор вошли лучшие яхтные лаки, сравнение которых проводились по следующим параметрам:

  • Компоненты состава;
  • Область применения;
  • Долговечность;
  • Вид защиты;
  • Время засыхания;
  • Уровень адгезии с основанием;
  • Эластичность;
  • расход;
  • Прочность.

Также учитывалось соотношение цены к объему емкости, в которой выпускают материал. Важным критерием выступает и цвет, ведь при отделочных работах желательно сохранить естественную древесную окраску конструкции. В топе яхтные лаки разделены на 2 категории по принципу области их применения. Ниже вы ознакомитесь с описанием каждого товара, его преимуществами и недостатками.

Лучшие краски для пола

Советы по выбору

Лак выбирают в зависимости от предназначения. Для работы на воздухе (для лакировки беседки, бани, скамейки или качелей) подойдут алкидные и алкидно-уретановые составы. Для внутренних работ (пол, панели) выбирают уретан-алкидный лак. Если необходимо вскрыть деревянную мебель, лучше остановиться на полиуретан-акриловых марках.

Лаки разделяются по степени блеска, и бывают глянцевыми, полуглянцевыми и матовыми. На технические характеристики блеск не влияет. Покрытие с глянцем выглядит ярко и празднично, но на нем сильнее заметны недостатки. Матовое покрытие имеет стильный вид, на нем меньше видна пыль и дефекты.


Лакировка двери Источник ireland.apollo.olxcdn.com

Техника безопасности

Принцип работы с этим материалом очень прост:

  1. Все работы ведутся только в средствах индивидуальной защиты (респиратор и очки). Исключение составляют только операции, проводимые на открытом воздухе.
  2. Желательно использование перчаток или специальной одежды.
  3. Тщательное проветривание помещений во время и после окончания всей процедуры.
  4. Работы ведутся при температуре воздуха от 15 до 30 градусов и нормальной влажности.
  5. Лак не выливается в канализацию и не утилизируется обычным образом.

В остальном нанесение яхтного лака не сильно отличается от применения ЛКМ этого сегмента покрытий. Поверхность:

  • Очищается от грязи;
  • Шлифуется и грунтуется при необходимости;
  • Обрабатывается антисептиком;
  • Сушится.

Специалисты рекомендуют наносить лак в несколько слоев, каждый раз дожидаясь полного высыхания материала. Это поможет придать защитному покрытию большую надежность и долговечность.

Время сушки каждого слоя составляет 5-8 часов. Пользоваться лакированным предметом можно через 3-5 дней. Это время дается для того, чтобы все летучие соединения успели полностью испариться.

Коротко о главном

Яхтенный лак, изобретение кораблестроителей, занял прочное место среди отделочных материалов для жилого сектора. Химический состав определяет его уникальные свойства: влагоустойчивость, износостойкость, прочность и впечатляющий результат отделки. Включённые в состав лака летучие вещества бензольной группы негативно влияют на здоровье.

Корабельные лаки принято делить на группы по основному входящему в формулу веществу. В продаже представлено четыре группы с разными характеристиками и степенью токсичности. При выборе оптимального средства необходимо учитывать область его применения и степень отражения света.

Какой яхтный лак лучше купить

При выборе средства советуют учитывать тип работ, так как он нередко определяет нужный состав материала. Важны климатические условия, виды негативных факторов, которые будут влиять на древесину. Для пользователей северных регионов подойдут покрытия с высокой морозо-, влагостойкостью, а покупателям южных областей лучше выбрать средство с защитой от УФ-излучения. Срок службы, время высыхания, степень запаха определяют удобство использования ЛКМ. Помочь в выборе помогут следующие рекомендации:

  • Безопасный лак без сильных токсичных выделений – Tikkurila Unica Super 90;
  • Подходящий ЛКМ для наружных работ – Rust-Oleum Marine Coatings Spar Varnish;
  • Долговечное покрытие выделяет – Marshall ProtexYatVernik 40;
  • Средство с высокой прочностью – Pinotex Lacker Yacht полуматовый.

Древесина – капризный материал, без надежной защиты она быстро придет в негодность. Яхтный лак сохранит внешний вид и структуру деревянных конструкций убережет их от воздействия различных негативных фактов. Рейтинг поможет выбрать лучший ЛКМ для определенного вида работ, укажет на плюсы и минусы средства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]