Маркетри (от французского marqueter — «видоизменять») — это разновидность инкрустации, техника отделки поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона (тонкой фанеры) на деревянную основу. Маркетри широко используется для художественного оформления предметов мебели и декора в виде красивых узоров, орнаментов или рисунков.
Маркетри — это древнее ремесло, в котором мастер с помощью режущих инструментов и клея создает уникальные произведения искусства. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности.
Что значит «маркетри»
Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: «Маркетри — что это такое?» Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика».
Принцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки ценных пород дерева собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают мозаичные картины необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.
Новые техники
Современный маркетри шкаф из Тасманский пиломатериалы.
В 80-е годы Жорж Вриз разработал технику, называемую VRIZ, когда два слоя шпона накладываются друг на друга и шлифуются через верхний до прозрачности волокон. Это использовалось в основном во Франции профессионалами и студентами маркетри École Boulle. Своей техникой Жорж Вриз способствовал возрождению маркетри, который он назвал РЕНЕССАНС. Он запускает современный маркетри. В США эту технику использовал в Американской школе французского маркетри один из преподавателей, художник Патрис Лежен. Сотрудники школы также предлагают новое название для этого: «Учитывая, что« пирсинг »- досадная ошибка в мире облицовки, мы решили использовать вместо этого слово« Fusion », которым художник выражает свое намерение шлифовать шпон как декоративный, фактурный эффект, а не как ошибка ».
- VRIZ — ombres et lumières. (1994)
- ВРИЗ — empreinte (1985)
- ВРИЗ — Femme aux violons (1984)
- ВРИЗ — Espace (200×240 см)
Патрис Лежен снова использует технику, которую он называет «опрыскивание»: используя отходы — опилки, стружку, скребки и т. Д. — в качестве пигментов для создания различных эффектов. Возможно, это уже не маркетри в чистом смысле слова, поскольку он перетекает в текстурированную живопись, даже в некоторой степени в коллаж. Эту технику также изобрел Жорж Вриз, который применил ее на серии больших панно, выставленных в Париже на арене. В 1996 году он использовался в основном во Франции профессионалами и студентами École de la Bonne Graine.
Передовые технологии также применялся в маркетри. Среди них лазерная резка, где дизайн нарисован или импортирован как CAD или вектор напильником и каждый кусок вырезается отдельно; для каждой породы дерева и толщины может потребоваться определенная регулировка мощности луча; смещение будет определять зазор между деталями. В некоторых случаях луч оставляет темный край из-за высокой температуры, необходимой для процесса.
Историческая справка
По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели.
В эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.
В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры.
Попутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.
Сегодня техника маркетри не менее популярна. Деревянная мозаика используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.
Выбор шпона: советы начинающим
Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием.
Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники – закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.
Металлические гвоздики в инкрустации
Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.
Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.
Всеченный металл шлифуют (22).
Штрихи и узоры
Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.
Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.
Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.
Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.
Нож-резец: как сделать самому
Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия — от 1 до 1,5 мм, ширина — от 10 до 15 мм, длина — от 15 до 20 мм, угол скоса — 30-45 градусов.
Материалы для работы
Сырьём для инкрустации является:
- Мрамор. Белый, зелёный или чёрный камень служит базовой для композиции. Популярность белого мрамора более высокая. Он обладает удивительной особенностью менять оттенки в зависимости от попадающего на него света. Индийский Тадж-Махал воздвигнут из белого мрамора. Днём, когда светит солнце, он белоснежный, под лучами заходящего светила – розовый и серебристый при яркой луне.
- Дерево. Древесина грецкого ореха отличается своей удивительной текстурой. Более твёрдой и менее податливой к всечке — древесина пород ясеня, яблони и груши, дуба, акации и клёна.
- Металл. Как основа, например, для оружия – это сталь. Для создания орнаментов на дереве применяют листовую медь, олово, латунь, алюминий, бронзу, серебро, золото. Они удобны в изготовлении и дают красивое сочетание с древесным тоном.
- Драгоценные камни. Здесь всё зависит от фантазии мастера.
- Слоновая кость.
- Перламутр.
Внимание! От выбранного сырья зависит способ декорирования и методика.
Базовые приёмы работы по созданию инкрустированных изделий:
- Из сырья для декора делается заготовка крупной детали. Её контур вырезается на основе и в это ”гнездо” вклеивается декор.
- Более сложный способ для декора с помощью узоров. По контуру наброска, нанесённого на древесину, делаются скошенные выемки, в которые затем выгоняют вставки.
Этапы создания инкрустированных предметов из древесины
- Рисунок. От тщательного эскиза зависит качество и точность создаваемого изделия. Копируют на кальку схемы, узоры для инкрустации, например, металлом по дереву. С помощью кальки переводят набросок на поверхность деревянной заготовки.
- В зависимости от вставки, делается всечка или выемка.
- Нанесение клея и всечка деталей.
- Шлифовка, выравнивание поверхности.
процесс работы
Основные инструменты для маркетри
Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:
- Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный абразивный брусок, смоченный водой. Заточка – процесс деликатный. Не рекомендуется применять электрическое точило, так можно сжечь режущий край ножа.
- Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
- Бумага копировальная.
- Ватман.
- Простой карандаш.
- Гелевая ручка черного цвета.
- Линейка.
- Ластик.
- Клей ПВА.
- Нитролак.
- Дрель со специальными насадками для шлифовки.
- Наждачная бумага разной зернистости.
- Кнопки.
- Гуммированная лента.
- Пресс.
- Губки.
- Кнопки.
Преимущества гуммированной ленты
Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант — это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.
Тауширование по дереву
Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) — довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие — древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.
Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.
На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.
Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.