Маркетри по дереву (64 фото): схема для начинающих по созданию на дереве объемного изображения своими руками


Инкрустация по дереву — это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

Развитие маркетри

Согласно историческим источникам, техника маркетри была известна еще во времена Древней Греции и Египта. Однако это были единичные попытки; наибольшая экспансия с точки зрения истории зафиксирована только в период расцвета стиля барокко и рококо.

В то время маркетри был одним из самых распространенных приемов украшения дерева и деревянной мебели. Постепенно начали развиваться проверенные методы и методы производства маркетри, наибольшим преимуществом которых стало изобретение станка для резки шпона.

С использованием фанеры для вставки произошел постепенный переход от твердой древесины к мягкой, особенно ели или других хвойных.

  • Изначально производством маркетри занимались плотники, позже было создано отдельное ремесло.
  • Сегодня плотники-художники вместе с резчиками снова работают в этой области. С течением веков изменилось и использование древесных растений.
  • Сначала использовалось меньшее количество доступных пород древесины, которое постепенно увеличивалось.

Помимо общедоступных древесных растений, также начали использоваться экзотические виды и комбинации с другими типами материалов, такими как металл, олово, перламутр или латунь.

Зебрано

Растет в Африке, древесина ценится за свою декоративность. В ней чередуются мягкие и твердые слои, поэтому структура получается очень неоднородной: золотисто-коричневый фон с узкими темными прожилками (могут быть даже черными). Но это же делает ее сложной в обработке, поэтому с зебрано работают только опытные мастера.

Кухня Francesco Molon Alycia

Базовый процесс изготовления маркетри

Исходным материалом для изготовления маркетри является шпон. Сегодня используют лущеный и строганный шпон толщиной чаще всего 0,6 и 0,8 мм.

Однако в прошлом технология не позволяла использовать такой способ изготовления фрагментов древесной мозаики, поэтому использовались кусочки шпона, обрезанные до толщины от 3 до 8 мм.

Для достижения конечного эффекта используются шпон разных пород дерева, благодаря чему они различаются цветовым оттенком. Изменение цвета также может быть достигнуто травлением.

Изготовлению маркетри предшествует тщательный дизайн, сборка модели и, возможно, изготовление картонных шаблонов для легкого переноса на пласты шпона. Решающим шагом является вырезание отдельных частей нужной формы.

Для этого используются различные техники резьбы:

  • Ножевая резка — для изготовления маркетри используются острые резьбовые ножи различной формы. Также можно использовать классический нож или скальпель. Во время резки не давите на режущий инструмент слишком сильно, так как шпон может сломаться. Чтобы порвать волокна, рекомендуется более тонкая и повторяющаяся резка;
  • Ручная распиловка — для резки шпона также можно использовать механические пилы. Фаворитом является так называемый дровосек — пила с мелкими зубьями в форме яйца. Качественного чистого пропила можно также добиться с помощью пилы для фанеры, благодаря которой можно вырезать даже небольшие украшения изогнутой формы;
  • Электрическая разделочная резка — в настоящее время при производстве маркетри также используются электроинструменты. Примером может служить электрическая развязка, с помощью которой можно резать быстро, точно и равномерно;
  • Лазерная резка — профессиональные компании, занимающиеся современной маркетри, используют лазер для резки. Благодаря этому отдельные куски шпона разрезаются с максимальной точностью и обеспечивают идеальный результат.

Самые известные художники-маркетристы

Имена самых известных маркетристов были хорошо знакомы их современникам. Судьбы этих художников сложились по-разному, но каждый из них внес огромный вклад в развитие древней техники декорирования и заслуживает отдельного упоминания:

  • Андре-Шарль Буль — самый знаменитый мастер деревянной инкрустации всех времен. Его именем назван пышный и нарядный стиль маркетри, а дело художника продолжили четверо сыновей и многочисленные ученики. Король Франции выделил гению помещение под мастерскую в Лувре и оказывал покровительство до самой смерти.
  • Жан-Франсуа Эбен (Jean-François Oeben) — французский маркетрист немецкого происхождения, ученик Шарля-Жозефа Буля и дед известного живописца Эжена Делакруа (Eugène Delacroix). Эбен приобрел огромную популярность у заказчиков благодаря уникальному таланту создания хитроумных механизмов при изготовлении изысканной мебели.
  • Жан-Анри Ризенер (Jean-Henri Riesener) — тоже немец по происхождению, проживший большую часть жизни во Франции. Ризенер был придворным мебельщиком короля Людовика XVI вплоть до Французской революции, творил в стилях рококо и неоклассицизма.
  • Давид Рёнтген (David Roentgen) — немецкий художник, работы которого с удовольствием покупали монархи Германии, России и Франции. Рёнтген был непревзойденным мастером утонченного рисунка в стиле рококо и работал с самыми дорогими породами дерева.

На сайте Very Important Lot каждый желающий имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно купить изысканную мебель напрямую у современных художников.

Используемая древесина

Для нужд маркетри необходимо использовать качественные фрагментов высочайшего качества, без дефектов, бросающихся в глаза вкраплений и цветовых отличий. В настоящее время на рынке доступны как натуральные, так и экзотические виды шпона.

К традиционным относятся, например, дуб, клен, береза, бук, вишня и др. Красное дерево, макасар, падуб, бамбук и меранти относятся к категории экзотических пород древесины для производства шпона.

В отдельную категорию входит декоративны шпон, который используется в качестве фонового орнамента и приклеивается к фанере или другой подложке. Декоративные элементы делятся на несколько категорий в зависимости от использования (для внутренних и наружных поверхностей) и типа (радиальные и угловой формы).

Откуда родом шедевры?

Маркетри как декоративная техника изготовления предметов домашнего обихода и сувениров зародилась в Древнем Востоке. Сначала она служила для того, чтобы выделить отдельные детали статуэток (например, глаза), также инкрустацию деревом применяли в архитектуре для украшения зданий.

Позднее, в Древнем Риме и Греции, когда изготовляли изделия из однотонного материала, с техникой маркетри их украшали деревянными или каменными мелочами.

В 9-13 веках зачатки маркетри дают о себе знать в величественной архитектуре Италии. Мастера эпохи Возрождения придумывали и создавали богатейшие узоры из драгоценностей и мрамора, активно украшали церковную утварь.

Во 2-й половине 16 века уже появились предпосылки для выделения этого прикладного искусства в отдельное русло.

Техника изготовления маркетри очень популярна. На изысканной мебели красуется знаменитая флорентийская мозаика. В ее основе, помимо деревянного фона, пластинки разноцветных драгоценных и полудрагоценных камней.

Перенос маркетри на поверхность

После того, как отдельные детали нескольких видов шпона точно вырезаны, необходимо собрать из них желаемый мотив. Кусочки необходимо вырезать с максимальной точностью, чтобы после сложения выкройки между ними не оставалось больших промежутков.

Собранный узор временно склеивается бумажной липкой лентой, что позволяет обрабатывать всю деталь.

  1. Получившуюся бейку нужно перенести на необходимую подложку — фанеру или сам предмет мебели. Для приклеивания можно использовать клей или эпоксидный клей.
  2. Наносится только необходимое количество клея, иначе он начнет просачиваться сквозь мотив и его очистка будет затруднена.
  3. После приклеивания к основанию бейку нужно прижать. Чтобы защитить шпон, выкройку сверху накрывают газетой и как следует затягивают съемниками. Идеальное время для прижатия бейки — несколько часов.
  4. После высыхания и прижатия клея бумажная клейкая лента снимается с маркетри и начинается обработка поверхности. Небольшие промежутки между отдельными частями заполняются клеем, смешанным с мелкими опилками.
  5. Фаза шлифования продолжается до тех пор, пока вся поверхность не станет однородной, гладкой и без заметных перепадов высоты. Последний этап производства маркетри — обработка поверхности краской.

Нитроцеллюлозный лак наносится мазками кисти в одном направлении. После нанесения и высыхания нескольких слоев готовая работа снова шлифуется мелкой наждачной бумагой.

Производство маркетри — впечатляющее ремесло, которым занимаются не только профессиональные плотники и резчики, но и любители. Интерес к маркетри проявляется также в организации курсов и кружков по рукоделию для детей и взрослых

. Вы также можете попробовать сделать маркетри самостоятельно дома, кроме шпона и основных столярных инструментов, вам не потребуется много инструментов.

Практические советы для правильной техники

  1. Посмотрите эскизы для маркетри и выберите рисунок.
  2. Кальку зафиксируйте кнопками и аккуратно перерисуйте на нее изображение.
  3. С помощью копирки переводите изображение на шпон.
  4. За один раз лист шпона вы не прорежете, поэтому проводите ножом несколько раз по одной и той же линии, следите за точностью!
  5. Подравнивайте рисунок карандашом, если необходимо.
  6. Возьмите шпон и вырежете фрагменты рисунка.
  7. Техника изготовления: оставляйте небольшие зазоры толщиной с носик ножа между фрагментами, так как шпон под прессом выровняется. У разных деревянных кусочков будет разная площадь при выравнивании.
  8. Наносим клей на основу, оставляем на 40 минут и снова наносим клей – так лучше приклеится материал. Шпон клеем не мажем, иначе он свернется в трубочку и станет непригодным для работы.
  9. Сверху и снизу кладем ДСП и ставим изделие под пресс на сутки.

Источники:

  • https://FB.ru/article/295653/marketri—chto-eto-takoe-marketri-po-derevu-dlya-nachinayuschih-opisanie-tehnologii-rekomendatsii
  • https://chenyna.ru/origammi/mozaika-po-derevu-svoimi-rukami-chto-takoe-marketri-i-drugie-sekrety.html
  • https://otdayu-darom.ru/podelki/intarsiya-po-derevu-chertezhi.html
  • https://vseogarage.ru/poleznye-sovety/inkrustatsiya-po-derevu.html
  • https://lesoteka.com/obrabotka/marketri-po-derevu
  • https://hobbirukodelie.ru/zhivopis/derevyannaya-mozaika-marketri-ispolzuem-dary-prirody-dlya-sozdaniya-unikalnyh-veshhej/
  • https://moisovety.com/priobshhaemsya-k-tehnike-marketri-prosto-o-slozhnom/

Фото маркетри по дереву

В Средние века

В XI—XIII вв. эпоха итальянского Возрождения вдохнула новую жизнь в античные традиции искусства, в том числе в оформление готовых изделий. Мастерами выполнялись сложнейшие работы по изготовлению замысловатых узоров и панно, которые наносились на архитектурные сооружения из белого камня. В качестве материалов для инкрустации в основном использовались драгоценные камни, а также мрамор.

В это время появилась знаменитая и необычайно сложная флорентийская мозаика, в которой эффект настоящего живописного полотна достигается с помощью особого сочетания цветов и оттенков поделочных камней.

Основная информация

Инкрустация — это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».
Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.

Экологическая экспертиза изделия из деревянной мозаики

Для изготовления своего изделия я использовал материал –древесину и фанеру, которые считаются экологически чистым материалом , так как для изготовления фанеры используются технологии, которые не приносят вреда окружающей среде и не загрязняют её атмосферу, в отличии от пластмасс т. д. При изготовлении данного иделия понадобилось минимальное количество материала.

Для изготовления изделия фанера обрабатывается полностью ручным трудом — выпиливается ручным или лобзиковым станком, и не требует различных станков, которые могли бы загрязнять окружающую среду. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется с использованием вытяжки и при проветриваемом помещении. Остатки отходов в виде стружек и опилок будут утилизироваться в специальных контейнерах (стружкосборниках) с последующей вывозкой по договоренности со специализированными службами ЖКХ.

Самооценка

При изготовлении изделия, я достиг поставленной цели, а именно, создал мозаику в стиле интарсии, которая удачно вписалась в интерьер моей комнаты, и является украшением.

Реклама изделия

Внимание! предлагает вам подарки, сувениры, картины из дерева. Прикольные оригинальные подарки, дарящие радость. Мнение, что в подарке важна не оригинальность, а его цена – ошибочно. Безделушка, пусть даже очень дорогая, не принесет радости. Не стоит отдавать предпочтение бесполезным вещам и безвкусным сувенирам.

Проблему выбора презента решат наши прикольные подарки, сделанные вручную. Выбирая необычные подарки, Вы делаете правильный выбор, такой подарок будет уместен на любом празднике. Выбор необычных подарков у нас настолько обширен, что каждый покупатель найдет здесь что-нибудь для себя. Широкий ассортимент изделий из натуральных, экологически чистых материалов, способен удовлетворить даже самые взыскательные вкусы.

Обращайтесь по адресу: Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, СОШ № 2, школьные мастерские.

Заключение

При выполнении этого проекта, я выполнил поставленные передо мною задачи.

В процессе работы я решил проблему с размером изделия, подобрал удачную древесину, учитывая пожелания учителя я нашел оптимальную форму изделия, выбрал интересный сюжет для работы и выполнил его.

Я использовал все свои навыки и умения, вложил душу в эту работу.

Металлические гвоздики в инкрустации

Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.

Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.

Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.

Всеченный металл шлифуют (22).

Штрихи и узоры

В последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.

Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.

Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.

Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.

Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.

Круглые перламутровые детали

Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой).

Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.

Этапы выполнения проекта

№П/П Наименование этапа проекта Срок выполнения этапа
1 Введение 27.09.17
2 Проектирование проблем 04.10.17
3 Разработка конструкции изделия 11.10.17
4 Лист-заявка 12.10.17
5 Технические рисунки деталей 19.10.17
6 Технологическая карта изготовления 02.11.17
7 Порядок сборки, контроль, испытание 14.12.17
8 Экономическая оценка 27.12.17
9 Экологическая экспертиза 18.01.18
10 Защита проекта 22.02.18

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия — от 1 до 1,5 мм, ширина — от 10 до 15 мм, длина — от 15 до 20 мм, угол скоса — 30-45 градусов.

Что такое мозаика?

Мозаика представляет собой сюжетное или орнаментное изображение, которое составляется одним или несколькими материалами. Она используется не только для украшения интерьеров помещений, к примеру, монументальных сооружений или общественных зданий, но и мебели, музыкальных инструментов и даже оружия. Иными словами, мозаика – один из множества видов монументально-декоративного искусства. Классифицируется по технике приемов исполнения, используемым материала и художественным особенностям.

  • Интарсия;
  • Инкрустация;
  • Маркетри — французское направление мозаики по дереву
  • Блочная мозаика.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]