Геометрическая резьба по дереву для начинающих от А до Я. Учимся вырезать красивый орнамент и узоры на дереве по эскизам


Простая резьба геометрических фигур

Самым простым примером резьбы из сочетания различных треугольников является трехгранно-выемчатый способ. Каждый фрагмент такой работы состоит из отдельной треугольной фигуры, глубина которой создается с помощью трех выемок, создающих грани пирамидки, вершина которой уходит вглубь доски.

Множество таких треугольников разного размера могли составлять сложный орнамент, чередуясь в определенном порядке.

Обучение резчиков по дереву часто начинается именно с этого метода, так он дает хорошее представление об особенностях работы с волокнистым материалом.

Переход к сложным узорам

Освоив вырезание прямых линий, можно постепенно переходить к изображению с помощью резца плавных узоров и сложных комбинаций из различных фигур. Уникальные по сложности композиции создаются из точно распределенных по поверхности дерева одиночных фигур, каждая из которых является простой геометрической формой.

Эффект изображения достигается аккуратной резьбой, с выделением граней, которые создают основной узор на поверхности, в то время, как вырезанные углубления подчеркивают их тенью.

Постепенно набирая опыт и точность в работе с резцами, можно стать хорошим мастером и профессионалом в области художественной резьбы, которой в настоящее время украшают мебель, детали интерьеров и фасадов.

Как выбрать трафарет или шаблон

Специалисты утверждают, что гарантией успешного результата считают правильно подобранный узор. Найти изображение можно в интернете или приобрести специальную схему в отделах для рукоделия.

Важное значение уделяют величине готовой поделки. Для этого эскиз печатают в натуральную величину. Профессиональным мастерам достаточно несколько типов узоров, чтобы из них составить роскошную композицию.


После этого изображения переносят на поверхность деревянной доски при помощи карандаша и кальки. Таким образом сокращается объём ошибок, которые могут испортить конечный результат.

Основные виды геометрической резьбы

В разных регионах веками складывались свои приемы создания красивых узоров из геометрических форм, а их оригинальные черты позволяют классифицировать старинные находки по этнографическим признакам народностей.

В более новых изделиях применялся обобщенный опыт, что послужило основой для использования разнообразных приемов и сочетаний.

Комбинации из различных линий и элементов выполняются с помощью нескольких приемов резьбы, среди которых:

  • Трехгранно-клинорезная, применяемая для вырезания треугольных фигур.
  • Двухграннная, с клиньями в виде секторов или сегментов.
  • Четырехгранная, с углублениями, выполненными в виде квадрата, ромба или прмоугольника.
  • Криволинейный вид, грань которого получалась при помощи вырезания в дереве круга, овала, спирали или скобки.

Для каждой отдельной работы выбирается свой уровень углубления и ширины, а также угол наклона, по отношению к поверхности доски или деревянного изделия. Выемки сочетаются в заданном порядке и формируют цельный орнамент.

Использование резного декора в интерьере

Различные декоративные элементы с геометрической резьбой широко используются при обустройстве интерьеров жилых помещений в стилях «ампир», «викторианский», «барокко» и других видах классического дизайна.

Резная мебель придает любому жилому помещению торжественность, роскошность и пышность. Кровать с резными спинками будет являться основным формообразующим элементом интерьерного дизайна спальной комнаты и придаст всей меблировке оттенок пикантной утонченности.

На заметку! Достаточно популярны в частных домах различные элементы интерьера (балясины, перила, поручни, балюстрады), украшенные резным декором.

Использование геометрических резных орнаментов на клонах или пилястрах позволяет визуализировать увеличение высоты потолков. Не менее эстетично будут смотреться узорчатые опорные стойки перил. Особенно популярны эти элементы лестничных пролетов украшенные концентрическими или спиральными резными дополнениями.

На заметку! Повысить декоративность любого жилого помещения помогут потолочные розетки, наличники межкомнатных дверей, потолочные консоли и балки для подвески светильников.

Не менее популярны багеты, рамы и фризы. Сегодня в качестве этих декоративно-отделочных элементов обычно используются изделия из полиуретана, поливинилхлорида или пенополистирола. Однако, если использовать деревянные изделия с резьбой, уют и нарядность жилища значительно повысится. Кроме того, деревянный декор, при соответствующей защитной отделке по долговечности ничуть не уступает изделиям из пластика. Резной, деревянный потолочный фриз также добавит оригинальность в интерьер жилого помещения.

Резная обработка дерева широко используется и для различных деталей, используемых для фасадной отделки жилого помещения и для формирования эксклюзивного ландшафтного дизайна. Сегодня уже никого не удивишь малыми архитектурными формами (беседками, столами, скамейками) размещенными на приусадебном участке и украшенными различным декором. Достаточно привлекательно смотрятся украшенные даже простейшей резьбой въездные ворота и уличные калитки, установленные в ограждениях приусадебных участков.

Сегодня достаточно просто заказать изделия для украшения интерьера жилого помещения и формирования ландшафтного дизайна в специализированных мастерских или у резчиков-индивидуалов. Простые изделия – потолочные розетки, орнамент на разделочных досках кухонной посуде при наличии определённых навыков и свободного времени можно выполнить самостоятельно.

Инструменты для работы с геометрическими узорами

Для качественной и комфортной творческой работы необходимо подготовить соответствующие условия. Следует оборудовать рабочее место хорошим освещением, удобно расположить инструменты и найти нужную высоту сиденья.

Из инструментов необходимо запастись следующим набором:

  • Линейка и карандаш средней твердости нужны для разметки и черчения фигур на плоской деревянной поверхности.
  • Пилка или лобзик пригодятся для формирования заготовок для вырезания.
  • Циркуль, предназначенный для быстрой разметки и деления повторяющихся фрагментов.
  • Несколько стамесок и косых ножей разной ширины, которыми производится резьба.
  • Приспособления для затачивания инструмента.

Ширина и угол резца выбирается, исходя из размеров отдельных геометрических фрагментов, грани которых режут, стараясь не выходить за периметры фигур. Для коррекции узора могут понадобиться мелкозернистая наждачная бумага и ластик.

Финишное покрытие

Шкатулка отправляется на заключительный этап работы – покрытие лаком. Вариантов, чем конкретно покрывать ларец, много. Наиболее удобным для новичка будет акриловый лак в аэрозольном баллоне. Он наносит защитный слой равномерно и быстро. Лак отлично сохранит натуральный цвет древесины, скроет следы суперклея, придаст блеск. Наконец, он защитит шкатулку от возможного разрушительного влияния солнечного света и кислорода, от воды, грязи и пыли.

Если соберетесь наносить лак кистью, приготовьтесь к тому, что процесс будет долгий и многоэтапный. Нужно покрывать ларец несколькими слоями, дожидаясь всякий раз высыхания предыдущего. Аэрозольный лак в разы удобнее.

Остается только пожелать вам удачных проб, ловкого управления инструментов и податливого, качественного дерева. И помните, аппетит приходит во время еды: в процессе резьбы возникают новые творческие идеи и настроение для их воплощения в жизнь!

Подбор нужной древесины

Качество работы в большой степени зависит от породы дерева, из которой сделана основа для резьбы. В зависимости от сорта дерева, его волокна могут быть мягкими и легко отслаивающимися, как у ели и сосны, а могут быть твердыми и однородными, как у березы, черешни или бука.

Дуб состоит из полос, образованных годовыми кольцами, которые сильно отличаются по мягкости, поэтому точные узоры на нем будут выглядеть менее аккуратно, чем на доске из липы или ясеня.

Резьба на твердых породах

Ручная резьба по твердому дереву под силу мастерам с большим опытом в данной области. Зато результат такой работы оказывается наиболее выразительным и долговечным, особенно если орнамент украшает предмет быта, деталь интерьера или фасад деревянного дома.

Начинающие резчики пробуют свои силы на таких породах деревьев, как ольха, липа или сосна. Элементы геометрического орнамента получаются ровными без особого напряжения со стороны исполнителя.

Липа представляет собой самый популярный материал среди специалистов, так как она обладает мелковолокнистой однородной структурой и достаточно легко поддается вырезанию.

Ее нейтральный светлый оттенок позволяет тонировать готовые изделия под более дорогие породы древесины.

Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Подготовка эскизов и перенос рисунка

Сложная геометрическая композиция требует подготовки чертежа и создания предварительного эскиза на бумаге с помощью чертежных инструментов.

  1. Приготовительные мероприятия состоят из нескольких этапов, первым из которых является вычерчивание эскиза на бумаге.
  2. Затем следует шлифовка обрезного куска доски или предмета, который будет украшен геометрическими узорами.
  3. Слишком тщательно шлифовать древесину не стоит, достаточно убрать неровности и сколы наждачной бумагой, чтобы эти дефекты не мешали аккуратному выполнению резьбы, требующей точности.
  4. Перенести узор на доску можно с помощью копировальной бумаги или шила с деревянной ручкой.
  5. Каждая ячейка, ограниченная линиями контура, становится фрагментом для создания углубленных граней, которые в совокупности создают сложный геометрический орнамент.

Фото геометрической резьбы по дереву

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]