Геометрическая резьба по дереву – это сложный процесс, выполнение которого требует от мастера определенных знаний. Данный вид декоративно-прикладного искусства за длительный период своего развития сумел повлиять на становление нескольких основных техник, позволяющих создавать действительное привлекательные и необычные скульптурные композиции. Для того чтобы улучшить навыки осуществления геометрических орнаментов по дереву, в первую очередь нужно изучить методологию этой работы и обратить внимание на имеющие в сети эскизы.
Инструменты для работы
В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.
Эти навыки помогут в дальнейшем:
- быстрее освоить профессиональные станки;
- исправлять неточности;
- вытачивать миниатюрные узоры.
Опытные мастера не советуют покупать готовые наборы инструментов для ручной резки. Они стоят дорого, но не всегда отличаются качеством.
В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.
Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.
Подойдут:
- ножовка;
- лучковая пила;
- лобзик.
Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.
Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.
Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.
Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.
В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:
Инструмент | Предназначение |
Ручная дрель | Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления |
Ножи разных размеров | Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали |
Маленький топор | Срубать мелкие сучки и делать засечки |
Наждачная бумага разной зернистости | Шлифовать изделия |
Струбцина | Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице |
Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.
Материалы для работы
У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.
Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.
Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.
Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!
Советы по выбору древесины
Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:
- мягкая;
- твердая;
- сверхтвёрдая.
Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.
Легко работать со следующими видами дерева:
- ель;
- каштан;
- пихта;
- сосна;
- ива;
- липа;
- тополь;
- ольха;
- бук;
- берёза;
- осина;
- ясень;
- вяз.
Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.
Рабочее место резчика
Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.
Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.
Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.
Виды резьбы и техники
Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:
- контурная;
- геометрическая;
- плосковыемчатая;
- скульптурная;
- сквозная;
- рельефная.
Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.
Контурная
Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.
Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.
Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.
Геометрическая
Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.
В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:
- треугольники;
- ромбы;
- круги;
- прямоугольники.
Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.
Плосковыемчатая
Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.
Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.
Скульптурная
Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.
Скульптурная резьба по дереву
В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.
Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.
Сквозная
Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.
Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.
Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.
Рельефная
Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.
Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.
О резьбе по дереву для начинающих
Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.
В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.
Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.
Панно
Разделочные доски
Деревянные иконы
Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.
А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.
Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:
Стильные двери:
Восхитительные статуэтки ручной работы:
Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.
Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.
Виды резьбы по дереву
Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.
Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).
Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.
Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.
Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.
Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.
Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.
Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.
Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.
Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.
Что можно украсить резьбой?
Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.
Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
- Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
- Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
- Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
- Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
- Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
- Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
- На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
- После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
- У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости. Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
- Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
- Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой. Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
Недопустимо располагать нагревательные элементы там, куда будет лететь стружка. Она быстро воспламеняется. Заготовки из дерева тлеют при температуре 214 градусов, затем начинают гореть, поэтому важно следить за пожарной безопасностью.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.
Подготовка заготовки к резьбе (разметка)
Геометрическая резьба наиболее легко, быстро и чисто выполняется на древесине липы. Заготовка должна быть тщательно выстрогана (строго под угольник, не считая случаев размещения резьбы на криволинейных, двойной кривизны поверхностях), ее торцовые кромки должны быть перпендикулярны продольным. Поверхность зачищается рубанком или фуганком.
При разметке геометрической резьбы обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие членения выполняют косячком на глаз, соответственно узору. Наверное, именно поэтому сухие геометрические композиции выглядят не скучными, а вполне живыми. Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те же, независимо от того, выполняем мы ее на заготовке или на собранном изделии.
Разметку начинают с нанесения твердым (2Т-4Т) карандашом линий, ограничивающих орнамент. Линии, параллельные продольным кромкам заготовки, наносят от руки движением к себе, держа карандаш большим и указательным пальцами, а средним пальцем скользя по кромке заготовки. Линии, перпендикулярные продольным, кромкам, наносят с помощью столярного угольника, а линии под различными углами к продольным кромкам — с помощью ерунка или малки.
После нанесения линий, ограничивающих орнамент, разбивают его внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем — на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля делителя (двух- или многоигольчатого), а разбивку на мелкие элементы выполняют на глаз. Приведем схемы вычерчивания основных орнаментов.
Лесенка прямая и наклонная размечается в виде ленты, образованной четырьмя продольными линиями (внешней — внутренней — внутренней — внешней) с расстояниями между ними (в частях) 1:2:1 (считать сверху вниз), и разбиением полученной ленты перпендикулярными поперечными линиями на отрезки величиной в 1,5 части. После чего точки пересечения внешних и внутренних продольных линий с разделительными поперечными соединяются через одну по двум сторонам ленты. Таким образом, на бордюре ленты образуется ряд равнобедренных вытянутых по основанию треугольников. То же делается в случае, если поперечные разделительные линии, проводятся не перпендикулярно к продольным, а под углом в 15°, В этом случае треугольники будут неравнобедренными, а разносторонними.
Куличики — самый простой орнамент, представляющий собой ленту, образованную двумя продольными параллельными линиями, проведенными на расстоянии в 7 мм (частей). Верхняя и нижняя образующие продольные линии ленты делятся на части по 10 мм каждая, причем верхняя делится со смещением относительно нижней на полшага. Точки разметки верхней и нижней линий попеременно соединяются между собой зигзагообразной ломаной линией, образуя ряд равнобедренных треугольников, перевернутых один относительно другого и имеющих смежные боковые стороны.
Треугольники размечаются в пределах продольной ленты, образованной тремя линиями, в пропорциях (считать сверху вниз) 4:3, так что ширина ленты равна 7 частям. Проводим разбивку верхней и нижней линии со смещением в полшага на отрезки в 10 частей, после чего соединяем отметки верхней линии со средней перпендикулярными отрезками. Далее соединяем точки пересечения перпендикуляров с верхней и со средней линиями с точками деления на нижней линии попарно справа и слева. В результате получим ряд треугольников с медианами, пересекающимися в их центрах.
В зависимости от соотношения высот треугольников и их оснований треугольники могут быть вытянутыми вертикально, вытянутыми горизонтально. Если на высотах равнобедренных треугольников, вытянутых по вертикали, на некотором расстоянии выше основания наметить две точки, которые соединить с углами при основании треугольников, то мы получим разметку треугольника с зубчиком.
Витейка размечается в пределах ленты, шириной в 8 частей, и образованной четырьмя продольными линиями проведенными с интервалами (в частях) 3:2:З. После чего повторяется операция построения треугольников, с той только разницей, что треугольники строятся как на нижней линии, так и на верхней (как на основании). В результате этого взаимно перевернутые треугольники имеют смежные боковые стороны, как в случае построения «куличиков».
Змейка размечается на продольной ленте шириной в 10 частей, образованной 5-ю параллельными продольными линиями, проведенными последовательно сверху вниз через 2,3,3, 2 части, на которых строятся два ряда треугольников со смещением на полшага. В результате этого пространство между треугольниками будет представлять собой зигзагообразную ломанную полосу.
Елочка размечается на продольной ленте шириной 10 частей, образованной 5-ю параллельными продольными линиями, проведенными с интервалами (считая сверху вниз) в 2:5:1,5:1,5 части. На первой, второй и пятой линиях строятся перевернутые вертикальные треугольники с основаниями равными 9 частям, а на третьей, четвертой и пятой линиях строятся горизонтально вытянутые треугольники с такими же основаниями, но со смещением относительно вертикальных треугольников на полшага. Как вариант в орнаменте «елочка» вместо горизонтальных треугольников между вершинами перевернутых вертикальных треугольников могут быть размечены скобчатые выемки.
Ромбы размечаются на продольной ленте шириной 12 частей» образованной 5-ю продольными линиями, проведенными с интервалами (считая сверху вниз) 2:4:4:2, разделенной перпендикулярными линиями с интервалом в 4 части. На описанной сетке строятся два ряда взаимно перевернутых, треугольников, обращенными вершинами друг к другу. В образовавшихся между парами стыкованных вершинами треугольников ромбовидных плоскостях могут быть намечены ромбы меньшего размера, образованные двумя куличиками, построенными на смежной для обоих большей диагонали этого ромба.
Цепочка размечается на продольной ленте шириной 13 частей, образованной 5-ю продольными линиями, проведенными с интервалами (считая сверху вниз) 4:2, 5:2, 5:4, разделенной перпендикулярными линиями с интервалами в 8 частей, на которых, как на высотах, строятся два ряда взаимно обращенных основаниями друг к другу треугольников, В результате образуется ряд состоящих из треугольников ромбов, имеющих смежные вершины углов по их малым осям.
Соты размечаются на ленте из трех параллельных линий, проведенных через одинаковые интервалы и разделенной перпендикулярными прямыми, проведенными через такие же по размеру интервалы. На этой сетке строится ряд квадратов с пересекающимися в их центрах диагоналями. Выполняются они в материале, как ряд вогнутых четырехгранных пирамид.
Квадраты размечаются на основании разметки «лесенки». При этом элементы лесенки раздвигаются настолько, чтобы на бывших ранее смежными линиях элементов можно было построить квадраты, перемежающие элементы лесенки. Интервалы продольных линий 2:4:2, и интервалы перпендикулярных — тоже 2:4:2, 2:4:2 и т. д.
Звездочки размечаются на ленте, образованной 5-ю продольными параллельными линиями, проведенными с интервалами (считая сверху вниз) в 2:3:3:2 части, и разделенными перпендикулярными линиями, проведенными с теми же повторяющимися сериями интервалов — 2:3:3:2, 2:3:3:2 и т. д. На этой сетке строят ряд последовательных фигур, состоящих из четырех треугольников, с общей вершиной, являющейся одновременно центром четырехконечной звездочки.
Сияния могут быть размечены в плоскости квадрата, равностороннего или равнобедренного треугольника и, наконец, четверть-, полу- и полного круга. Кстати, сияние на полный круг — это уже просто розетка. Сияния размечаются как ряд треугольников, имеющих общую вершину и смежные боковые стороны.
Уголки-сколышки в узоре, ограниченном треугольниками. В размеченных треугольниках делят одну из сторон пополам и проводят линию, параллельную другой стороне. Полученные на основании и на стороне отрезки снова делят пополам и проводят линии, параллельные первой. Так же поступают со второй стороной треугольника. В результате у основания треугольников будем иметь четыре подобных маленьких треугольника, а на остальном пространстве будут размещаться шесть ромбов.
Чешуйки размечают как несколько рядов полуокружностей одного диаметра, расположенных со смещением на полшага. Чешуйки могут быть размечены как ряд сегментов с соотношением стрелы и хорды как 1:5. Также чешуйки могут быть выполнены в виде Сдвинутых на полшага рядов куличиков с соотношением высоты к основанию 1:5 или треугольников с теми же соотношениями высоты и основания.
Глазки — размечаются как две скобчатые выемки, обращенные вогнутостями друг к другу и притом имеющие общую хорду.
Волна-линия размечается как ряд чередующихся вверх и вниз обращенных скобчатых выемок, продолжающих одна другую. Волна-линия характерна малым размером стрелы и большой хордой чередующихся скобок.
Волна-узор размечается как несколько рядов перемежающихся по направлению волнистых выемок с высокой стрелой и малой хордой, входящих друг в друга вершинами выемок. Более впечатляющ узор без смещения рядов, как бы выполненный несколькими инструментами, зажатыми на расстоянии друг от друга в одном зажиме, который совершал возвратно-поступательные движения с амплитудой, равной амплитуде изображенных волн, при одновременном продвижении вдоль доски.
Сложный орнамент размечают, вычерчивая сначала рамку для каймы, затем внутренний прямоугольник для основного орнамента ленты каймы и основного орнамента делят на прямоугольники, внутри которых проводят диагонали. Полученные в результате такого деления треугольники можно делить на более мелкие, проведя вертикальные и горизонтальные линии через точки пересечения диагоналей. В треугольниках можно чертить разные узоры: сияния, сколышки, а в ромбах — чешуйки и т. п.
Точная, аккуратная разметка рисунка и последующая проверка композиции этого рисунка в целом и по частям циркулем и линейкой — одно из основных условий качественного выполнения геометрической резьбы.
Учиться ремеслу резьбы нужно на выполнении упражнений, которые вы можете сами себе задать, коль скоро вы достаточно строги к себе. Но прежде чем начать что-либо резать, нужно иметь в виду, что многие элементы геометрической резьбы (сияния, розетки и т. п.) режутся в разных направлениях, а для этого ваша заготовка должна иметь возможность, будучи закрепленной на специальной доске, вращаться, чтобы избежать скола вследствие неудобного положения руки.
Основными инструментами для выполнения геометрической резьбы являются:
а) ножи-косяки прямые с углом острия 30° при двусторонней заточке лезвия и с углом острия в 50° при односторонней заточке;
б) ножи-резаки копытовидные (с лезвием криволинейного очертания, напоминающим половинку козлиного копытца) с углом острия в 30° и двусторонней заточкой и с углом острия в 90° с односторонней заточкой;
в) ножи-резаки копьевидные обоюдоострые с углом острия в касательных к лезвию до 60° и односторонней заточкой;
г) стамески-уголки (в наборе до 5 шт.) от больших до малых углов;
д) полукруглые стамески (в наборе до 3 шт.): узкая, средняя, широкая;
е) отлогие стамески в том же наборе;
ж) прямые стамески в том же наборе;
и) стамески-косяки в том же наборе;
к) косяк в станке для работы двумя руками (для профессионалов, выполняющих большой объем резьбы).
Основной инструмент для геометрической резьбы: 1-3 — ножи-косяки; 4 — ножи-резаки; 7, 8 — стамески-уголки; 9 — полукруглая стамеска; 10 — отлогая стамеска; 11 — прямая стамеска; 12 — стамеска-косяк; 13 — косяк для работы двумя руками
Похожие статьи:
- Резьба трехгранных выемок
- Выполнение скобчатых порезок (лунок)
- Урок 7. Разделочная доска
Геометрическая резьба розетки- Разметка заготовок
- Урок 2. Композиция
Этапы работ по дереву
Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.
Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.
Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.
С домовой резьбой
Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.
Работа осуществляется в 3 этапа:
- Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
- Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
- Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.
Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.
Резной декор по дереву с объёмной резьбой
Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.
Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:
- Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
- Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
- С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
- Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
- Раскрашивает изделие красками.
- После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.
Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.
С геометрической резьбой по дереву
Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.
На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:
- Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
- Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
- По клеткам составляют задуманный узор.
- Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
- В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.
Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.
С прорезной
Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.
Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:
- Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
- Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
- Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
- Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.
Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.
Практический урок геометрической резьбы, делаем шкатулку
Геометрическая резьба по дереву шкатулки требует выполнения определенных этапов, таких как:
- продумывание орнамента;
- нанесение рисунка на заготовку;
- выполнения разметки;
- вырезание самых простых фигур;
- создание более сложных орнаментов;
- удаление шероховатостей наждачной бумагой.
Геометрический рисунок дерево позволяет создавать довольно легко. Для того чтобы его усложнять, необходимо соединять между собой большое количество простых элементов. Дополнительно можно посмотреть урок в сети Интернет, позволяющий понять, как оформляется шкатулка геометрическими орнаментами.
Видеоматериал по резьбе шкатулки из дерева:
Мастер-класс геометрической резьбы
Это один из самых популярных видов резьбы. Профессиональные резчики советуют начинающим мастерам использовать эту технологию для своих первых работ.
Какие инструменты и материалы потребуются:
- заготовка из древесины мягкой породы, например, липа;
- нож со скошенным лезвием;
- простой карандаш;
- ластик;
- линейка;
- циркуль;
- наждачная бумага мелкой зернистости.
Перед работой нужно осмотреть заготовку и отшлифовать её при необходимости.
Создание эскиза узора
Картинки для трафаретов можно скачать или нарисовать самостоятельно. Сначала заготовки делают на плотной бумаге, а потом переносят на подготовленную деревянную доску для резьбы. Чтобы трафарет не сгибался при обводке, его можно пропитать акриловым лаком и высушить.
Обводить шаблон нужно не спеша. Сначала провести все линии по контуру, затем выделить внутренний узор.
Вырезание узоров
Вырезать узоры нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. Нож следует расположить под углом 45 градусов и слегка надавливать. Снимать слои нужно поочерёдно. Если не хватает сил, то можно давить 2 руками, главное, чтобы лезвие было расположено от резчика, а не наоборот.
В местах, где линии плавные, например, там, где есть окружности, резать нужно неглубоко. Лучше несколько раз пройтись по 1 месту, снимая 3-4 слоя поочерёдно, чем сделать резкое движение и испортить рисунок. Когда резьба будет окончена. Ластиком нужно удалить всю разметку.
Шлифовка и пропитка готового изделия
Готовую работу нужно отчистить от пыли и крошек специальной щеткой. Затем взять наждачную бумагу и аккуратно сточить все острые углы, убрать заусенцы. Если изделие планируется часто использовать (брать в руки, переставлять с места на место), то его нужно пропитать лаком в 2-3 слоя.
Для декоративных поделок, которые будут украшать комнату достаточно пропитки из восковой мастики.
Основные узоры
Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.
Сколышки
Для того чтобы осуществлять резьбу по дереву, необходимо первоначально научиться выполнять такие простые действия, как наколка и подрезка. Для этого нужно взять нож в рабочую руку. Ее большой палец должен при этом располагаться на скошенной рукояти.
Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.
Подрезка происходит следующим образом:
- Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
- Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
- В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.
Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.
Ромбик
Ромб, который нередко используется при резьбе по дереву, представляет собой довольно простую фигуру. Он состоит из двух треугольников. Они соединены между собой своими основаниями.
Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.
Витейка
Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.
Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.
Пирамида
Пирамидка – это первый сложный рисунок, который можно сделать резаком по дереву. Он состоит из несколько треугольников, которые должны быть расположены в определенном порядке по отношению друг к другу.
В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.
Звездочка
Отличительной особенностью звездочки является то, что она состоит из большего количества треугольников, нежели пирамидка. Несмотря на это, процесс создания данного узора аналогичен.
Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.
Квадраты
В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.
Создание квадрата происходит следующим образом:
- Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
- С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
- В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.
В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.
Розетка
Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.
Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.
В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.
Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева
Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.
Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.
Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:
- На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
- Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
- Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
- Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
- Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
- Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.
Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.
Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.
Порядок действий:
- Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
- Отпилить лишний материал.
- Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
- Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
- Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
- Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
- С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
- Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
- Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.
В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.
Резьбе по дереву можно научиться за небольшие сроки. В процессе работы нужно следовать правилам безопасности, а также соблюдать алгоритмы действий последовательно. Начинающим мастерам помогут пошаговые мастер-классы и картинки с готовыми трафаретами.