Резьба по дереву. Картинки, фото изделий, эскизы, рисунки, декоративные фигурки

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

Татьяна Боева из Камчатки

Инструменты для работы

В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.

Эти навыки помогут в дальнейшем:

  • быстрее освоить профессиональные станки;
  • исправлять неточности;
  • вытачивать миниатюрные узоры.

Опытные мастера не советуют покупать готовые наборы инструментов для ручной резки. Они стоят дорого, но не всегда отличаются качеством.

В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.

Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.

Подойдут:

  • ножовка;
  • лучковая пила;
  • лобзик.

Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.

Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.

Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.

Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.


В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:

ИнструментПредназначение
Ручная дрельСверлить сквозные отверстия и небольшие углубления
Ножи разных размеровСтёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали
Маленький топорСрубать мелкие сучки и делать засечки
Наждачная бумага разной зернистостиШлифовать изделия
СтрубцинаНадежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице

Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.

Разновидности лезвий ножей

Классический нож-косяк может иметь лезвия различной ширины, угла наклона лезвия и ручку удобной формы для конкретного вида работ. Лезвие ножа может быть исполнено в виде треугольника (нож-флажок — очень популярен) или иметь другую форму.

Нож может иметь различные варианты заточки, плавные или острые формы режущей кромки. Понимание, какое именно лезвие необходимо, зависит от конкретного вида работ, исполняемого рисунка и опыта мастера.

Как в случае с ножом-косяком, обязательные условия качества ножа с любой формой лезвия — острота лезвия и удобство ручки. Крепление лезвия ножа к ручке должно быть безупречным и надежным.

Советы по выбору древесины

Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:

  • мягкая;
  • твердая;
  • сверхтвёрдая.

Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.

Легко работать со следующими видами дерева:

  • ель;
  • каштан;
  • пихта;
  • сосна;
  • ива;
  • липа;
  • тополь;
  • ольха;
  • бук;
  • берёза;
  • осина;
  • ясень;
  • вяз.

Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.

Подбор нужной древесины

Качество работы в большой степени зависит от породы дерева, из которой сделана основа для резьбы. В зависимости от сорта дерева, его волокна могут быть мягкими и легко отслаивающимися, как у ели и сосны, а могут быть твердыми и однородными, как у березы, черешни или бука.

Дуб состоит из полос, образованных годовыми кольцами, которые сильно отличаются по мягкости, поэтому точные узоры на нем будут выглядеть менее аккуратно, чем на доске из липы или ясеня.

Рабочее место резчика

Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.

Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.

Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.

Виды резьбы и техники

Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:

  • контурная;
  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • скульптурная;
  • сквозная;
  • рельефная.

Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.

Контурная

Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.

Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.

Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.

Геометрическая

Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.

В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • круги;
  • прямоугольники.

Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.

Плосковыемчатая

Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.

Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.

Скульптурная

Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.

Скульптурная резьба по дереву

В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.

Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.

Сквозная

Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.

Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.

Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.

Рельефная

Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.

Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.

Применение навыка в интерьере

Из дерева можно вырезать не только фигурки, но и кухонную утварь, предметы мебели, шкатулки, можно создать уникальное декоративное панно. Разнообразие вариантов – бесконечно. Чаще всего резьбой по дереву украшают разделочные доски, шкатулки и коробочки для хранения. Витеватые узоры отлично смотрятся на балясинах лестниц. А за резной мебелью до сих пор охотятся любители антиквариата.


Очень популярны деревянные приборы для кухни – экологично и красиво.

Пройдет много времени, прежде чем вы сможете научиться резьбе по дереву на профессиональном уровне, но даже в процессе обучения вы сможете создавать красивые и полезные работы. А освоив ремесло полностью, вы сможете создавать неповторимый дизайн для любых вещей, привнесете в дом уют, красоту и оригинальность. Это полезное хобби поможет вам раскрыть собственный талант и даже найти дополнительный заработок.

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

  1. Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
  2. Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
  3. Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
  4. Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
  5. Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
  6. Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
  7. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
  8. После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
  9. У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости. Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
  10. Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
  11. Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой. Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

Недопустимо располагать нагревательные элементы там, куда будет лететь стружка. Она быстро воспламеняется. Заготовки из дерева тлеют при температуре 214 градусов, затем начинают гореть, поэтому важно следить за пожарной безопасностью.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.


Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.


Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.


На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.


Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Переход к сложным узорам

Освоив вырезание прямых линий, можно постепенно переходить к изображению с помощью резца плавных узоров и сложных комбинаций из различных фигур. Уникальные по сложности композиции создаются из точно распределенных по поверхности дерева одиночных фигур, каждая из которых является простой геометрической формой.

Эффект изображения достигается аккуратной резьбой, с выделением граней, которые создают основной узор на поверхности, в то время, как вырезанные углубления подчеркивают их тенью.

Постепенно набирая опыт и точность в работе с резцами, можно стать хорошим мастером и профессионалом в области художественной резьбы, которой в настоящее время украшают мебель, детали интерьеров и фасадов.

Мастер-класс геометрической резьбы

Это один из самых популярных видов резьбы. Профессиональные резчики советуют начинающим мастерам использовать эту технологию для своих первых работ.

Какие инструменты и материалы потребуются:

  • заготовка из древесины мягкой породы, например, липа;
  • нож со скошенным лезвием;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • линейка;
  • циркуль;
  • наждачная бумага мелкой зернистости.

Перед работой нужно осмотреть заготовку и отшлифовать её при необходимости.

Создание эскиза узора

Картинки для трафаретов можно скачать или нарисовать самостоятельно. Сначала заготовки делают на плотной бумаге, а потом переносят на подготовленную деревянную доску для резьбы. Чтобы трафарет не сгибался при обводке, его можно пропитать акриловым лаком и высушить.

Обводить шаблон нужно не спеша. Сначала провести все линии по контуру, затем выделить внутренний узор.

Вырезание узоров

Вырезать узоры нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. Нож следует расположить под углом 45 градусов и слегка надавливать. Снимать слои нужно поочерёдно. Если не хватает сил, то можно давить 2 руками, главное, чтобы лезвие было расположено от резчика, а не наоборот.

В местах, где линии плавные, например, там, где есть окружности, резать нужно неглубоко. Лучше несколько раз пройтись по 1 месту, снимая 3-4 слоя поочерёдно, чем сделать резкое движение и испортить рисунок. Когда резьба будет окончена. Ластиком нужно удалить всю разметку.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Готовую работу нужно отчистить от пыли и крошек специальной щеткой. Затем взять наждачную бумагу и аккуратно сточить все острые углы, убрать заусенцы. Если изделие планируется часто использовать (брать в руки, переставлять с места на место), то его нужно пропитать лаком в 2-3 слоя.

Для декоративных поделок, которые будут украшать комнату достаточно пропитки из восковой мастики.

Резьба на твердых породах

Ручная резьба по твердому дереву под силу мастерам с большим опытом в данной области. Зато результат такой работы оказывается наиболее выразительным и долговечным, особенно если орнамент украшает предмет быта, деталь интерьера или фасад деревянного дома.

Начинающие резчики пробуют свои силы на таких породах деревьев, как ольха, липа или сосна. Элементы геометрического орнамента получаются ровными без особого напряжения со стороны исполнителя.

Липа представляет собой самый популярный материал среди специалистов, так как она обладает мелковолокнистой однородной структурой и достаточно легко поддается вырезанию.

Ее нейтральный светлый оттенок позволяет тонировать готовые изделия под более дорогие породы древесины.

Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева

Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.

Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.

Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
  2. Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
  3. Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
  4. Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
  5. Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
  6. Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.

Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.

Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.

Порядок действий:

  1. Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
  2. Отпилить лишний материал.
  3. Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
  4. Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
  5. Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
  6. Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
  7. С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
  8. Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
  9. Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.

В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.

Резьбе по дереву можно научиться за небольшие сроки. В процессе работы нужно следовать правилам безопасности, а также соблюдать алгоритмы действий последовательно. Начинающим мастерам помогут пошаговые мастер-классы и картинки с готовыми трафаретами.

Подготовка эскизов и перенос рисунка

Сложная геометрическая композиция требует подготовки чертежа и создания предварительного эскиза на бумаге с помощью чертежных инструментов.

  1. Приготовительные мероприятия состоят из нескольких этапов, первым из которых является вычерчивание эскиза на бумаге.
  2. Затем следует шлифовка обрезного куска доски или предмета, который будет украшен геометрическими узорами.
  3. Слишком тщательно шлифовать древесину не стоит, достаточно убрать неровности и сколы наждачной бумагой, чтобы эти дефекты не мешали аккуратному выполнению резьбы, требующей точности.
  4. Перенести узор на доску можно с помощью копировальной бумаги или шила с деревянной ручкой.
  5. Каждая ячейка, ограниченная линиями контура, становится фрагментом для создания углубленных граней, которые в совокупности создают сложный геометрический орнамент.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]