Мастер-класс резьбы по фанере: чертежи, рисунки и эскизы

Предлагаем вам освоить очень привлекательное и удивительное декоративно-прикладное искусство – резьбу по фанере. Сразу следует сказать, что существует несколько видов резьбы — ажурная резьба по фанере, вырезание рисунков на окрашенной фанере, выпиливание, а также комбинированные виды.

Ниже мы рассмотрим каждый из них подробнее.

Контурная резьба

Вырезание рисунков на окрашенной фанере

Данный метод резьбы напоминает гравирование. Резка осуществляется по фанере покрытой тушью или другими красителями. Такими изделиями можно украсить дома, помещения фирм, использовать в качестве элементов наружной рекламы или просто обогатить домашний интерьер. Как и любая другая работа, создание таких украшений требует определенной последовательности.

Основа

Основой является, фанерка, на которой будет вырезаться изображение. Она должна быть хорошего качества, без расслоения, сучков и других каких-либо дефектов. Толщина может составлять 3-12 мм. Соответственно форма и размер должны соответствовать рисунку, который будет вырезаться.

Совет! Резать линии намного легче вдоль слоя, а не поперек. Поэтому основу из листа фанеры нужно так выпиливать, чтобы линии будущей гравюры преимущественно располагались вдоль наружного слоя.

Прежде чем приступить к покраске фанеры, необходимо ее подготовить.

Для этого надо выполнить следующие действия:

  • В первую очередь нужно зачистить края фанеры напильником . Движения должны совершаться вдоль кромки, чтобы основа не крошилась и не отщипывалась.
  • Затем следует обработать рабочую сторону основы, на которой будет вырезан рисунок . Вначале ее надо зачистить крупной, а потом мелкой наждачной бумагой. После этого поверхность должна стать гладкой.
  • Чистой тряпочкой следует хорошо очистить основу от пыли .

Окраска

Окрашивать основу нужно красками темных тонов. Чаще всего используется черный, коричневый и синие цвета. Также можно использовать акварельные и гуашевые краски, тушь, раствор марганцовокислого калия. Но, лучше всего работать с нитрокраской.

Преимуществом такой краски является то, что она покрывает основу равномерным слоем, прикрывающим фактуру фанеры. Если нанести нитрокраску тонким слоем, то уже через 20 минут она полностью высохнет.

Наносить краску надопоролоновым тампоном, а не кисточкой, равномерным слоем и быстро, чтобы предотвратить последующее подкрашивание. Если подкраски все же не избежать, то произвести ее следует после того, как высох предыдущий слой.

На основе окрашенной вышеперечисленными красителями можно нанести лишь силуэтные и контурные изображения. Чтобы нанести теневые изображения, основу надо покрывать водным раствором. В таком случае после того, как изображение будет вырезано, определенные места протирают чернильной резинкой или наждачной бумагой. Пример контурного рисунка

Рисунок

Для резьбы можно использовать любые графические изображения, которые выполнены законченными, четкими линиями. Рисунки резьбы по фанере могут быть вашими собственными или где-то позаимствованными.

Рисунки удобнее переводить на кальку, после чего наносить через копирку на основу. Если оригинал не соответствует предполагаемому размеру изображения, то его можно увеличить или уменьшить по сетке. Важно следить, чтобы при нанесении рисунка на линиях не было пропусков.

Инструмент

Резцы должны быть выполнены из высокопрочных сортов стали. Заготовками могут послужить старые сверла, надфили,развертки или обрезки легированной проволоки от 3 до 7 мм в диаметре. Резьба

Рабочее место должно хорошо освещаться и быть удобным. Стол должени меть упоры, чтобы не произошел сдвиг во время работы.

Резец следует зажать в правой руке таким образом, чтобы ручка упиралась в ладонь, а стержень прижимался большим пальцем к указательному. При этом согнутый мизинец должен упираться в основу и контролировать угол наклона резца по отношению к основе.

Угол должен быть таким, при котором резец не скользит по фанере и не врезается в нее, а режет. Во многом угол зависит от угла заточки лезвия.

Резец также следует придерживать пальцами левой руки, чтобы исключить самопроизвольный срыв. Чтобы линия имела одинаковую ширину по всей длине, необходимо следить за давлением левой руки на резец, которое должно быть одинаковым.При вырезании кривых линий лезвие должно идти без наклона.

Отделка

Когда изображение будет нанесено, его надо покрыть бесцветным лаком,чтобы сделать его более насыщенным. Лак нужно наносить в несколько слоев. Каждый слой наносится после того, как высохнет предыдущий.

Выбор инструментов

Техника резьбы по фанере.

Что касается инвентаря, то немалое внимание нужно уделить резцам, которые должны быть прочными и хорошо заточенными. Поэтому рекомендуется выбирать инструменты, изготовленные из стали, желательно прочных сортов.

Можно использовать старые сверла, обрезки легированной проволоки диаметром 3-7 мм, разверстки или надфили. Что касается заточки инвентаря, то это необходимо для одного конца инструмента. Этому моменту рекомендуется уделить особое внимание, так как плохо заточенный инструмент будет просто портить фанеру.

Для стружки должна быть специальная канавка, которая позволит избежать засорения. Рабочая часть должна быть разной формы. Для работы потребуются резцы плоской, треугольной и полукруглой форм. Угол наклона инструмента при работе равен приблизительно 45 градусам.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, для резьбы потребуются следующие инструменты:

  1. Напильник.
  2. Наждачная бумага.
  3. Шило или коловорот.
  4. Ручной лобзик (подойдет или электрический).
  5. Ластик.
  6. Краска.
  7. Бесцветный лак.
  8. Набор резцов.
  9. Поролоновый тампон.

Ажурная резьба

Ажурная прорезная резьба подразумевает удаление фона из основы. Приемы такой резьбы довольно простые, поэтому она использовалась еще издревле для украшения домов.

При нанесении рисунка существенно облегчить работу могут трафареты для резьбы по фанере. Если рисунок не очень сложный, то его можно сделать ножовкой, которая называется курковкой. Она обладает узким полотном, по форме напоминающим клин. Окончательно рисунок можно доделать стамесками, которые могут быть как прямыми, так и изогнутыми.

Финишную проработку можно сделать ножом, если стамеской добраться не получается. Изделие надо отделывать с двух сторон. Это поспособствует уточнению силуэта композиции.

Пилы, которые используют для выпиливания внешнего контура криволинейных заготовок из фанеры, называются поворотными. Они могут быть узкими и широкими. При помощи этого инструмента можно пропиливать основу в любые стороны, не поворачивая ее при этом основу.

Пример сложной прорезной резьбы

Выполнение ажурной резьбы

Пропильная резьба выполняется в несколько этапов:

  • Нанесение рисунка, для чего может использоваться шаблон.
  • Опиливание и разметка направляющих углублений.
  • Выполнение отверстий.
  • Выпиливание по внутреннему контуру.
  • Отделка.

В первую очередь размечают заготовку. Для этого ее предварительно закрепляют, после чего просверливают отверстия.Мелкие отверстия проделывают при помощи шила, крупные – коловоротом.

Затем по контуру опиливают рисунок, зачищают его и шлифуют. Особое внимание следует уделить углублениям и уголкам, которые должны четко просматриваться.


Выпиливание

Подготовка к работе

Прорезная резьба по фанере предполагает использование материала 1 или 2 сорта. Наличие трещин или выпадающих сучков значительно затрудняет работу, а то и делает ее невозможной.

  1. Рисуют эскиз или чертеж. Последний отличается тем, что включает в себя графическую сетку. Это облегчает работу, особенно начинающему мастеру. Можно изготовить шаблон: таким образом перенести изображение на поверхность еще проще.
  2. Заготовку перед работой обрабатывают наждачной бумагой – сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой.
  3. При необходимости фанеру красят, как правило, темным тоном – серым, черным, темно-синим. Чаще всего применяют нитрокраску. Краситель наносят тампоном. Краска высыхает в течение получаса. При необходимости можно прокрасить заготовку еще раз.

Гуашь или тушь годятся только для нанесения контуров. Если речь идет об ажурном узоре, то тушью переносят чертежи резьбы по фанере. На фото – перенос изображения на заготовку.

  1. После перенесения рисунка края заготовки зачищают мелкозернистой наждачной бумагой.

Выпиливание

Резьба из фанеры всевозможных фигурок является, пожалуй, самым простым видом резьбы по фанере. Он очень прост по технике, но за то очень эффективен по результату. Особенно впечатляюще смотрится комбинирования этой техники с вырезанием рисунков.

В качестве инструмента используется ручной или электролобзик. (см. также Выпиливание электролобзиком из фанеры: чертежи и правила работы с инструментом) На предприятиях выпиливание осуществляют при помощи лазерного луча. Электрический лобзик повышает чистоту и скорость выполнения работы,однако, в любом случае нужен опыт, с которым придет и умение.

На фото – комбинированная резьба (выпиливание и контурная)

Инструкция выполнения работы выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо подыскать или нарисовать контурный рисунок образа. К примеру, это может быть фигурка человека, дерево или животное. Первые работы лучше выполнять без внутренних отверстий с плавными контурами.
  • Заготовку надо закрепить струбциной или плотно прижимать рукой к упору.
  • Пилу следует располагать строго перпендикулярно плоскости основы. Выпиливать нужно равномерно, с одной скоростью, без рывков. Рука при этом поворачивается по направлению к рисунку.
  • По окончании работы, деталь следует зашкурить.
  • Затем украшение можно раскрасить и вскрыть лаком.

Предостережение! При работе с электрическим лобзиком, надо плотней прижимать заготовку к столу, и плавно двигать ее к движущейся пилке согласно рисунку. Выполняйте эту процедуру аккуратно, чтобы не поранить пальцы!

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Вывод

Приложив немного усердия и затратив определенное количество времени, можно получить потрясающий результат. Мастерски выполненная картина является не только прекрасным подарком, но и увлекательным занятием для того, кто ее сделал. При этом цена на затраченный материал будет минимальной.

Видео в этой статье дополнит информацию наглядными примерами.

Разного рода поделки из фанеры и древесины, выполненные умельцами-мастерами, ценятся весьма высоко по всему миру, вызывая всеобщее восхищение. Бесспорно, резьба — это творчество и искусство, но вы непременно сможете ею овладеть, приложив усилия, и постоянно оттачивая свое мастерство. Это оптимальное хобби, связанное с деревом и фанерой, потребует от вас не слишком большого количества свободного времени и оборудования, не очень дорогого. Конечно же, имеется в виду резьба по фанере с помощью лобзиков!

Она стремительным образом набирает свою популярность: кому же не хочется собственноручно изготовить себе отличный предмет декорирования, украсив жилище, мебель, создав художественный антураж! Вырезанные изделия разной толщины оптимально встраиваются в многие существующие стили декора, а мы получаем, к примеру, рамки для фотокарточек с орнаментацией, слова, отдельные буквы, фигурные полки, выполненные резьбой лобзиком по фанере. К тому же, такое творчество – действо, которое доступно каждому, заинтересовавшемуся процессом, даже новичку. Нужно лишь получить представление о том, «как это работает». И можно начинать творить!

Видео с чего начать:

Резные изделия из дерева с применением резьбы разных видов

Как уже говорилось, резка по дереву пришла к нам «по наследству» от наших предков. Но мало кто знает, что зародилось такое ремесло в глубокой древности недалеко от Свердловской области. Здесь, на восточном склоне Уральских гор, при разработке золотого прииска в XIX веке был найден Большой Шигирский идол из лиственницы.
Его возраст археологи датируют IX веком до н.э. На сегодня это самый древний памятник истории из дерева в мире. Да что там из дерева, он старше египетских пирамид, которые ежегодно привлекают миллионы туристов. А о нашем чуде мало кто знает. Так и хочется повторить слова Павла Верещагина из киноленты «Белое солнце пустыни»: «Эх, за державу обидно!».

С домовой резьбой

Резьба по дереву домовая – её название говорит само за себя. Изделия, выполненные в этой технике, предназначаются для декорирования фасадов деревянных домов, лестниц и ограждений. Смотришь на такие, и как будто переносишься во время существования Древней Руси. Некоторые элементы напоминают бабушкин дом в деревне…эх, было время…

Характеризуют такую резьбу два фактора:

  • непрорезной фон;
  • рисунок на одном уровне с самим деревянным основанием.

Основные элементы – геометрические фигуры разного типа, завитки и орнаменты. Выполнить подобные изделия под силу любому начинающему. Главное – запастись набором ножей для резки по дереву.

А вот выполнение целых картин – это уже удел настоящих мастеров. Чтобы делать множество одинаковых изделий, сначала рисуют желанный узор на листке бумаги, после чего переносят его на кальку.

Когда масштабирование достигнет нужных параметров, разрежьте подготовленное изображение на квадраты и перенесите на деревянную заготовку. Поздравляем, с помощью небольших усилий создали шаблон для дальнейших работ.

Статья по теме:

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Техника объёмной резьбы позволяет создавать не просто узоры, а целые 3Д-изображения, картины, изделия, мебель и предметы утвари. Резные столбы из дерева чаще всего делаются с применением именно такого вида резьбы. Хотя из обычного бревна можно создать настоящий шедевр, сочетая разные техники резьбы.

Объёмная резьба по дереву или же скульптурная − наиболее сложная, так как требует от мастера не только опыта, сноровки, усидчивости, аккуратности и терпения, а также художественного воображения и определённых навыков в этой области. Здесь уже не сделаешь шаблон, его рисует воображение, а воплощают руки.

С геометрической резьбой по дереву

Геометрическая резьба представляет собой художественное исполнение рисунков, состоящих из различных геометрических фигур. При этом могут быть не только квадраты, ромбы и круги. Изящные линии, овалы, угловатые и замысловатые фигуры − всё это, приплетаясь, создаёт причудливые орнаменты для резьбы по дереву.

Кстати, именно такой резьбой советуют изначально заняться новичком, чтобы отточить свою технику и «набить руку». Разлинуй себе дощечку на квадратики и вырезай разные геометрические фигуры, пока не достигнешь совершенства. Как раз при выполнении такой монотонной работы становится ясно, «твоё или не твоё» это хобби.

С прорезной

Прорезная резьба по дереву может включать в себя все вышеперечисленные виды, выполняться в свободной технике, с единственной поправкой – основание не остаётся, а полностью вырезается, превращая обычный узор в ажурный.

Если раньше мастера выполняли такую тонкую работу вручную ножами, то с появлением современных инструментов работа намного упростилась. Электролобзик настолько упрощает процесс резки, что он становится доступный любому новичку. Перенёс изображение с шаблона на дощечку, аккуратно поработал лобзиком, и ажурный узор готов.

Конечно, обычный электролобзик для выполнения такой тонкой работы не подойдёт. Необходимо приобретать специальный электроинструмент. Например, в кругах резчиков славится электролобзик Bosch PST 650. Модель не самая дорогая, но практичная и позволяет вырезать даже самые мелкие и замысловатые.

Почему» используют именно фанеру для создания резьбы

Выбирают данный материал из дерева по таким причинам:

  • влагоустойчив;
  • перепады температуры не оказывают негативного воздействия;
  • довольно низкая стоимость;
  • простота в обучении выпиливанию лобзиком;
  • малый вес изделий.

Необходимо также для поделок выбирать фанеру 1-го и 2-го сортов. Остальные для творчества не подходят: на поверхностях есть трещины с сучками и сколы (разве что, могут быть использованы для внутренних подложек). Более всех подходит для резки березовая фанера (3-10 мм толщиной).

Резьба по дереву лобзиком – основные техники

Резьба по дереву лобзиком – это разновидность художественного оформления. Для обучения проще всего использовать фанеру – она дешевая и податливая. Есть несколько техник работы лобзиком по дереву.

Плоскорельефная резьба

Характеризуется углублением рисунка в толщу доски. Резное изображение и фон доски располагаются в единой плоскости. Одна из подвидов резьбы – это абрамцево-кудринская, в которой узоры, линии и порезы неровные, все заовалено, на фоне бугорки. Эмблемой данной техники является изображение птички.

Пропильная резьба

Является продолжением плоскорельефной разновидности. Ажурный рисунок пропиливается насквозь. Лобзик и поворотная пила наиболее подходящие инструменты для этой техники. Место будущих прорезов отмечаются на дереве шилом, после пропиливаются прямые или немного изогнутые линии.

Прорезная резьба

Для этой техники используют крупные порезки дерева. При помощи лобзика создаются ажурные рисунки с рельефом. Особенность прорезной резьбы в том, что при ее изготовлении удаляются все части фона. В качестве основы выбирают хвойную древесину.

Накладная резьба

Резьба считается накладной в том случае, если ее фон гладкий. Готовое изображение размещается на предметах интерьера для декорирования.

Особенности работы с лобзиком

Лобзик является самым доступным инструментом для выпиливания. Работа этим инструментом не требует больших финансовых затрат и отдельной мастерской. Резьбой, выполненной лобзиком, можно украсить зеркала, шкатулки, вазы, ножки столов и другую мебель.

Лобзики с трубчатой металлической рамой будут предпочтительнее для работы, так как пилка у инструмента натягивается ровнее. Ось ручки располагается в плоскости рамы. Пилка выбирается для каждого вида резьбы индивидуально.

Для прорезания больших деталей берутся широкие пилки с большими зубцами, самые мелкие детали вырезаются небольшими пилочками. Большие размеры быстрее режут, малые – наоборот. Процесс выпиливания идет по направлению движения сверху-вниз. Движение снизу-вверх должно идти свободно.

При несоблюдении техники ход лобзика вперед затрудняется.

Какие понадобятся дополнительные материалы и инструментарий

  • Трафареты и чертежи с рисунками для работы. Их можно придумать самим или же скопировать в Сети.
  • Копирка, чтоб перевести узоры и линии по чертежу;
  • Стеклянная бумага и наждачная, набор напильников – для шлифовки деталей;
  • Столярный (как вариант, казеиновый) состав, чтоб клеить детали;
  • Лак прозрачный – для покрытия;
  • Чтобы проделать отверстия внутри материала для продевания лезвия – дрель а также шило.
  • Перед началом работ по выпиливанию лобзиком тщательно отшлифуйте материал стеклянной бумагой, и только после переводите узоры по чертежу.
  • Вытянутые формы рисунков, имеющие узкие элементы, переводите на фанеру так, чтоб они расположились вдоль волокон «лица» материала.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Художественное выпиливание лобзиком: чертеж, трафарет и работа

Познакомимся с устройствами

Лобзик – инструментарий, который предназначен для работ по разным контурам. В устройство включено лезвие оснащенное зубцами, достаточно мелкими, чтоб делать рез рабочего материала, практически не образуя заусениц и сколов.

Ручной

«Основателем» рода, безусловно, является ручной лобзик. Все гениальное – просто: металлическая U-образная дуга, а между окончаниями натянуто рабочее лезвие, которое закрепляется зажимами. Они удерживают пилки при работе, при помощи них регулируется также и ее натяжение. Рукоятка для удобной работы находится с одной из сторон рамки. Зажимы инструмента могут поворачиваться, создавая тем самым различную плоскость для осуществления работ, предоставляя возможности для резьбы по фанере лобзиком повышенной сложности.

  • При творчестве с помощью ручного устройства надо соблюдать максимальную аккуратность: конструкция достаточно хрупкая, и при интенсивном надавливании лезвие иногда рвется, и его нужно заменить. Каждый начинающий мастер должен запастись дополнительными рабочими пилками.
  • При работе лобзиком удобно применять вспомогательную дощечку: она и стол защищает, и решает проблемы по удобному месторасположению заготовки из фанеры.

Электролобзики

Данное устройство работает при помощи электричества. Представляет собою корпус, где размещается механизм, там же расположена управляющая ручка. Пилящий элемент располагается в нижней части прибора спереди. Лезвие защищено, и это позволяет резать по контуру очень ровно, без отклонений. Профессиональные модели оборудования имеют множество насадок, которые значительно облегчают процесс работы, к примеру, выравнивая край материала. Лезвия электролобзика могут также иметь зубья, отличающиеся по формам и размерам. Следует подбирать их в соответствии с материалом для пилки, чтоб не вышло повреждения фанерных листов при эксплуатации.

  • Бытовые лобзики электрические для непроизводственных целей, как правило, небольшой мощности (от 350 до 500 Вт). Для новичков – это самый распространенный из вариантов, когда вы только учитесь вырезать поделки и фигурки из фанеры (как правило, небольшой толщины). Работать таким устройством вполне безопасно, особенно, когда оно оснащено защитой.
  • Профессиональный электролобзик предназначается для промышленных целей, обладает мощностью более 700 Вт, высокой скоростью и точностью порезки. Он может резать листы толщиной свыше 10 см, алюминий, тонкую сталь.

Видео: простой электролобзик:

Фрезер

Иногда для резьбы используется данное устройство. Оно представляет собой вид спец инструмента ручного, при содействии которого в бытовых условиях можно исполнять разного типа работы по дереву и фанере. Однако для работы с ним требуется определенный навык; зато мастера, ловко управляющиеся с данным оборудованием, могут создавать самые настоящие высокохудожественные шедевры народного творчества.

Готовим трафарет

Чертежи для творческих работ бывают разных размеров, зависимо от масштабов изготавливаемых изделий. К примеру, для схем полки или фрагмента мебели, для объемной игрушки следует взять лист ватмана формата А1, может подойти и оставшийся после ремонта рулон обоев, а для небольших фигурок (типа сувениров) берем офисную бумагу (формат А4 или А3).

Виды узоров

Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.

Сколышки

Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.

Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.

  1. Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
  2. Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
  3. Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.

Ромбик

Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.

Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.

Витейка

Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.

Пирамида

Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.

Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.

Звездочка

Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.

Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.

Квадраты

Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.

Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:

  • после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
  • далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
  • после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).

При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.

Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.

Розетка

Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.

На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.

Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.

При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.

Процесс работы с материалом

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на трафарет для резьбы.
  3. С трафарета делают эскиз для резьбы на деревянной заготовке.
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка. Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.


Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Контурная резьба

Контурная резьба по технике ее исполнения является самой простой. Действительно, линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит несколько резким и жестковатым.

Техника эта широко применяется в русской народной резьбе: в ней выполнены различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, в декоративных резных панно, при изготовлении мебели, посуды, сувениров. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Контуром режут всевозможные элементы орнамента — прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций, разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы имеют очень большое распространение.

Разделочная доска с орнаментом, выполненном в технике контурной резьбы. Поволжье, начало XX в.

Контурная резьба требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косячки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески, а в отдельных операциях используют и прямые стамески.

Основнойинструментдляконтурнойрезьбы: 1, 2 — ножи-косяки; 3, 4 — ножи-резаки; 5, 6 — стамеска-косяк; 7, 8 — стамеска-уголок; 9, 10- полукруглаястамеска; 11 — отлогаястамеска; 12 — клюкарза-уголок; 13 — клюкарза полукруглая

Теперь рассмотрим последовательность, технику и приемы выполнения контурной резьбы. Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок. Рисунок орнамента (а в технике контурной резьбы выполняются в основном орнаментальные композиции) наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копирку. Кстати, не берите слишком свежую копирку, так как хотя она и дает четкий рисунок, но этот рисунок чрезвычайно легко пачкается — «сводится» рукой. И еще одно — предварительно линии контура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге в 5 шаблоне. Правильно построенная и красиво (изящно)! нанесенная линия во многом определяет художественную ценность резного украшения.

Рисунок можно наносить как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную. Чтобы рисунок, нанесенный на неотделанную поверхность, не стерся во время резьбы, линии его с помощью кисточки покрывают прозрачным лаком.

В начале освоения техники резьбы по дереву контурную резьбу лучше всего выполнять на древесине мягких пород — липе, осине, уж после, когда выработаются необходимые и уверенность, и навыки ведения работы, можно будет вести работу на древесине более твердых пород. Работу вести лучше стоя, так как это даст вам большую свободу движения. При работе — правой рукой держат резец за черенок (ручку), а левой придерживают и направляют лезвие. Рассмотрим приемы выполнения контурной резьбы различными инструментами.

Резьба косячком выполняется в два приема — надрезание (иногда еще говорят «зарезание») и подрезание. При работе, держа нож-косяк лезвием на себя и несколько наклонно, плавно и уверенно, преодолевая сопротивление древесины, вводят в нее лезвие и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки, упираясь им о боковую плоскость резака, стараясь, чтобы глубина надреза была все время одинаковой.

Надрезав линию с одной стороны рисунка, отступив от рисунка на 1-1,5 мм в противоположную сторону, приступают к подрезанию уже надрезанного контура, при котором положение ножа в руке остается неизменным, за исключением того, что наклоняется он в сторону отступа на такой же угол, как и при надрезании. В результате описанных действий из-под ножа выходит трехгранная древесная полоска — «соломка», а на заготовке вместо нее остается двугранная выемка.

Резьба косячком: 1 — последовательность выполнения работ: а — надрезание; б — подрезание; 2 — работа одной рукой: а — на себя; б — от себя; 3 — работа двумя руками: а — на себя; б — от себя

Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резаки с малым углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать как на себя, так и от себя, наклоняя его при этом во все стороны.

При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными — это необходимо для большей выразительности рисунка и формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утончения линии, а выход к поверхности и заужение линии на нет делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине обязательно выводят пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.

Резьба линий полукруглыми стамесками (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)

Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками. Рассмотрим приемы резьбы на примере небольшой розетки. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке, Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки. Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой стамеской. Подрезку контура по участкам с внешних сторон выполняют стамесками более пологими, чем надрезы по этим участкам.

Резьба линий крупных орнаментов полукруглыми стамесками и уголками. В домовой резьбе линии в технике контурной резьбы можно выполнять полукруглы­ми стамесками с высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этими инструментами линия представляет собой полукруглую выемку на плоскости древесины.

Двугранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами-уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как по причине их конструктивной особенности их довольно успешно можно поворачивать во время ведения линии и менять угол наклона, что значительно расширяет маневр движений резчика.

Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. Отметим, что в этом случае стамески должны быть особенно острыми. Также обратите внимание на строение слоев древесины, собираясь применить указанный способ. Не торопитесь одним ударом киянки пройти большое расстояние резцом.

Резьба линий крупных орнаментов с помощью: а — полукруглой стамески, б — стамески-уголка, в — киянки

Это приведет только к срыву инструмента и порче заготовки, иногда непоправимой. Ведите работу методично, ритмично, лучше всего, если при работе вы выберете удобный для вас ритм-ударов. Некоторые резчики не любят держать инструмент неподвижно, а предпочитают во время продвижения его под ударами киянки, слегка доворачивать его кистью вправо-влево, совсем незначительно, облегчая тем самым продвижение острия сквозь волокна древесины, как бы создавая для него предварительный зарез, своего рода плацдарм, но при этом избегая виляния инструмента по оси рисунка и возникновения волнистости выемки.

Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.

Чеканка фона вокруг контура рисунка нередко делается при использовании в композициях растительных и животных мотивов. В этом случае фон вокруг контура рисунка режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, напоминающих следы от ударов молотком или чем-либо еще, что придает резьбе весьма живописный вид, позволяет зрительно «поднять» изображение из плоскости фона, сделать его более значимым. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то фон иногда делают в виде мелкой сетки из прорезок, что также лучше выявляет рисунок. Такой прием имеет смысл использовать только в том случае, когда в композиции имеются крупные замкнутые участки контурного рисунка. Линейный ажурный рисунок с незамкнутыми контурами не имеет смысла помещать на чеканенный фон — он просто исчезнет в хаосе насечек.


Контурная резьба с чеканкой фона: а — выемка стамеской-уголком; б — мелкими порезками полукруглой стамеской; в — в виде сеток косячком; г — извилистыми линиями стамеской-уголком

Чтобы усилить выразительность контурной резьбы, изделия тонируют в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся наиболее четко. Очень впечатляющими выглядят работы в технике контурной резьбы, выполненные «по черному лаку», в которых фон абсолютно черный с зеркальной поверхностью, а рисунок резьбы на нем — удивительно ярок. Хочется, однако, предостеречь начинающих резчиков, чтобы они не брали для своих работ живописных или каких-либо еще сюжетов. Поскольку контурная резьба предназначена для декорирования предметов обихода, лучше всего ограничиться чисто орнаментальными мотивами.

Орнамент в технике контурной резьбы режут косячком. Кривые линии резать нужно плавно, не отрываясь, сначала с внешней, а затем с внутренней стороны контура. При увеличении кривизны линии пятку косячка поднимают над материалом.

Если правильно выявлены формы орнамента путем изменения глубины и ширины прорезаемых линий, контурная резьба может быть очень выразительной, несмотря на то, что она ограничена в своем художественном арсенале только выполнением разнообразных линий. Наиболее крупные формы, например, можно подчеркнуть более резкими (глубокими и широкими) линиями. Таким образом, можно достигнуть даже многопланового деления по глубине восприятия отдельных частей орнамента в зависимости от их места в иерархии значимости сложной композиции.

Современные художники-резчики пользуются наряду с классическими приемами резьбы также и собственными. Так, например, очень выразительным является прием, при котором внутренний надрез делают вертикально, а вот зато внешний — настолько полого, что порой линия рисунка возникает из одной только светотени от ступеньки, образованной этой необычной подрезкой. Таким образом, может быть создан эффект пространственного восприятия крупных, иллюзорных, размещенных в плоскости доски, масс.

Этим, можно сказать, исчерпывается арсенал основных приемов выполнения контурной резьбы, освоив которые, вы сможете резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере.

Похожие статьи:

  • Скобчатая (ногтевидная) резьба
  • Резьба с заоваленными контурами
  • Стамеска по дереву — главный инструмент для резьбы
  • Техника резьбы по дереву — Плоскорельефная резьба
  • Порядок выполнения и виды плоскорельефной резьбы
  • Порядок выполнения плоскорельефной резьбы

Рисунки для Резьбы по Дереву — более 100 эскизов

В этой подборке мне бы хотелось представить вашему вниманию только хорошие новые рисунки для резьбы по дереву. Я буду полагать, что вы владеете техникой, что у вас уже имеется все для резьбы по дереву, что вам не нужно объяснять, как вырезать, какие материалы использовать и так далее. Сегодня будет исключительно орнаменты, узоры для вдохновения.

Надо сказать, что я знаю несколько мастеров, которые именно зарабатывают своим творчеством, продавая свои изделия на Запад. Если вы тоже настроены на продажи, то представленные ниже идеи вполне могут быть востребованы.

Площадок для продажи много, я сама продаю свое творчество на Etsy — даю вам свою партнерскую ссылку, зарегистрировавшись по ней вы получите возможность разместить 40 работ без оплаты.

Симпатичный рисунок волка для вырезания.

Стилизованный узор дракона

Вырезать такого дракона будет непросто, но узор очень интересный!


Растительный узор для вырезания по дереву — эскиз розетки


Геометрическая резьба по дереву — рисунок круглой розеткиЭскиз резной розетки — восьмиугольникаРисунок для резьбы по дереву — Посолонь


Резьба по дереву — рисунок эскиз рамкиЦветочный узор для резьбы по деревуЭскиз для контурной резьбы

Как подготовить рисунок к работе: я обычно распечатываю узор на лазерном принтере, а затем переношу на деревянную поверхность методом декупажа, после чего уже работаю по орнаменту инструментом.

Рисунок узора для мебели


Пример рисунка — резные фрезы


Пример орнаментов для резьбы по деревуПрорезная резьба — эскизы узоров наличников

Руководство по резьбе по дереву

Далее смотрите полное руководство по резьбе по дереву от Вэйна Бартона. С моими комментариями.

Начинать резьбу лучше всего с простых узоровПримеры простых бордюров рамочекПеред началом резьбы по дереву разметьте узор на заготовкеУ вас должен быть нож для резьбы по дереву

Обратите внимание на ножи фирм Kogatana, Narex, Татьянка и Flexcut.Пример резьбы по шкатулке — бордюр и центральный круглый орнаментУзор в виде каната или веревки — резьба по деревуПример оформления резной шкатулки с центральным круглым узором и орнаментом в виде каната.Готический рисунок бордюр в резьбе по дереву.Пример оформления шкатулки с готической резьбой.Примеры полукруглых резных орнаментовЭскизы полукруглых узоров для резьбы по деревуРезьба по дереву — узор сердечки и листочкиРезьба по дереву — тарелки с узорамиПример деревянного резного панно на стенуРезные деревянные тарелкиПримеры диагональных рисунков для резьбы по деревуПримеры рисунков узоров круглых розетокРезьба по дереву — треугольные розеткиПримеры резьбы четырехугольных розетокПримеры резьбы пятиугольных розетокРезьба по дереву — рисунко шестиугольных розетокПримеры семиугольных розеток в резьбе по деревуПримеры рисунков девятиугольных розетокПример рисунка двенадцатиугольной розеткиРезьба по дереву — рисунок орнамента вихрь ПротивосолоньЭскиз и пример узора с листьями в резьбе по деревуКружевной узор — эскиз для резьбы по деревуЧетырехточечный рисунокРезной компас и шестилистникПримеры резьбы по дереву — тарелкиШестигранник и шестиконечная звездаРисунок единорога для резьбы по деревуПримеры точечных узоровРисунок для вырезания — цветок ЭдельвейсРисунок для резьбы по дереву — тюльпанРисунок для резьбы по дереву — симметричный букетРезьба по дереву на сундукеРезьба по дереву — рисунок соваРезьба по дереву на деревянном зеркальце и часах

Инструменты и материалы

Древесина

Как правило, для резки используются мягкие породы древесины – липа, ольха, осина.


На мягкой древесине осины вмятину можно оставить даже ногтем.

Общее правило: чем мягче древесина, тем более мелкие детали рельефа она позволяет сформировать.

Кроме того, древесина не должна содержать пороков, способных повлиять на внешний вид готового произведения:

  • Сросшихся и выпадающих сучков (за исключением случаев, когда они являются частью композиции);
  • Синевы;
  • Трещин.

Рабочее место

Каким должен быть стол для резчика по дереву? Как правило, это деревянный верстак с деревянной же струбциной.


Рабочее место резчика.

Размеры столешницы определяются, прежде всего, габаритами типичного изделия, над которым трудится резчик:

  • Для создания небольших панно или украшения шкатулок достаточно столешницы размером 75х50 см;
  • Для скульптурных композиций площадь стола может быть увеличена до 5 и более м2.

Любопытно: в производственных условиях на 6 рабочих мест резчиков отводится 20 м2 площади помещения.

Базовый набор инструмента

Что из инструментов стоит купить начинающему резчику?

Инструкция по закупкам состоит из десятка пунктов; фактическое количество инструментов будет вдвое-втрое больше.

  • Нож-косяк – нож с косым лезвием (уровень скоса 35 – 60 градусов);

Нож для криволинейной резки.

  • Нож-резак со скругленным лезвием;

Нож для прорезания прямых линий.

  • Прямые и полукруглые стамески с разным радиусом изгиба лезвия;

Несколько разновидностей стамесок.

  • Клюкарзы – изогнутые стамески, позволяющие выбирать древесину, не упираясь в фон рукояткой;


Клюкарзы с разной формой лезвия.

  • Угловые стамески;

Стамеска – уголок.

  • Штихеля (U-образные долота);

Штихель служит для выдалбливания канавок.

  • Клепики – стамески с заостренными кончиками;


Стамески – клепики.

  • Ложечные ножи, предназначенные для выскабливания углублений значительного сечения;


Ложечные ножи.

  • Пуансоны – стержни для чеканки с рельефом на рабочем конце.

шаблоны, с фото, по фанере лобзиком по чертежу

Из резного дерева и фанеры можно сделать столько предметов декора и полезных мелочей, что глупо ограничивать сферу применения работ. По сути, это может быть абсолютно все, на что хватит фантазии: шкатулки, обложки для декоративных и коллекционных книг, абажуры, панно, ставни, элементы мебели, наличники, карнизы… Но самое привлекательное в создании эксклюзивных работ то, что выполнить их сможет каждый желающий, если приложит определенное количество усилий.

Прорезная резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы

Главный залог успеха в создании интересных вещиц с прорезной резьбой – это выбор рисунка. Именно он передает общую концепцию и задает эстетический тон всему изделию.

Проще всего начинающим будет выполнить узоры геометрической формы, как на фото.

Резные рисунки флористической и анималистической тематики – классика орнаментов для любой сферы применения.

Надписи – современный вариант применения резьбы по дереву и фанере. При этом чертежи и эскизы вы вряд ли сумеете найти в сети – их придется составлять сугубо индивидуально под личные требования к размерам, шрифтам, словам.

Трафареты по прорезной резьбе

Однако в отличие от прорезных надписей на фанере рисунки с растительной, животной и фантазийной тематикой можно найти в сети. Так что смело выбирайте понравившиеся трафареты в альбом, и идей для творчества хватит надолго!

Самые простые эскизы подойдут как для тренировки в самом начале пути изготовления изделий, так и смогут стать отдельными элементами сложной конструкции. Например, так оформляют резные дома.

Более сложные шаблоны потребуют определенных навыков и терпения, но результат стоит того. Такие картинки могут служить самостоятельным изделием, даже подарком.

Целые композиции с идеей и смыслом обычно служат либо отдельным произведением, либо составляют основу работы.

Инструменты для прорезной резьбы: лобзик или фрезер

Однако выбор рисунка – это только треть успеха. Еще один важный аспект, который обязательно надо рассмотреть прежде, чем приступить к самой работе. А именно – выбор инструмента, которым будет производиться резьба по дереву или фанере.

От оборудования зависит:

  • насколько тонкой получится резьба;
  • сложность картинок;
  • скорость вырезания;
  • аккуратность работы.

Поэтому важно оценить все плюсы, минусы, возможности и ограничения каждого из традиционных инструментов для выпиливания:

Лобзик – приспособление для фигурного вырезания деталей. Ручным инструментом работать довольно трудоемко, но позволяет очень точно выполнить выпиливание по чертежу

Электроинструмент позволяет быстро производить фигурные изделия из фанеры, но требует осторожности

Фрезер – это инструмент, благодаря которому плоскорельефная прорезная резьба приобретает более тонкий и завершенный вид. Именно с его помощью получается скруглить края, удалить сколы, сделать подзоры, осуществить самое сложное вырезание.

Теоретически фрезером можно выполнить те же работы, что и лобзиком, и даже больше, но по факту такое обращение с инструментом чревато его быстрым выходом из строя, частой заменой фризы.

Материалы для прорезной резьбы

В большинстве случаев для такого вида работ выбирают фанеру – она равномерно тонкая, обладает приятным окрасом и структурой, ее не ведет при дальнейшем использовании или хранении в отличие от массива дерева. Именно выбор материала становится третьим китом удачной работы.

Современный рынок изобилует разными видами материалов, поэтому несложно и запутаться. Для такой работы следует выбирать:

  • фанера ФК – безвредная для человека и среды, прочная, удобная в резке, практичная;
  • фанера ФБ – также безопасная для человека, но устойчивая к агрессивной среде, поскольку проходит специальную обработку и получает защитное покрытие, из-за чего может стоить на порядок больше.

Фото резных домов из дерева

Для России особое значение имеет прорезная резьба в качестве отделки фасадов зданий. Издавна орнаменты, вырезанные на бересте и других схожих материалах, украшают избы, бани, церкви, что красочно демонстрируют фотографии.

Видео фрезерования по дереву ручным фрезером

Если вы только решились попробовать свои силы в фигурной прорезной резьбе, нелишним будет посмотреть видео с мастер-классом. Оно поможет лучше понять, как создаются рисунки, и как появляется такая домовая красота.

Материалы для прорезной резьбы

В большинстве случаев для такого вида работ выбирают фанеру – она равномерно тонкая, обладает приятным окрасом и структурой, ее не ведет при дальнейшем использовании или хранении в отличие от массива дерева. Именно выбор материала становится третьим китом удачной работы.

Современный рынок изобилует разными видами материалов, поэтому несложно и запутаться. Для такой работы следует выбирать:

  • фанера ФК – безвредная для человека и среды, прочная, удобная в резке, практичная;
  • фанера ФБ – также безопасная для человека, но устойчивая к агрессивной среде, поскольку проходит специальную обработку и получает защитное покрытие, из-за чего может стоить на порядок больше.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]