Художественная обработка древесины. Резьба по дереву


Художественной обработкой древесины человек занимается с древних времен. Резные деревянные изделия несли ему и красоту, и пользу. Жилища украшались коньками на крышах, резными дверями и наличниками. Три примера художественной обработки древесины — изготовление деревянных игрушек, посуды и сувениров, чем традиционно занимались наши предки.

Огромное число дворцов и храмов, разбросанных по всей России, украшено деревянной резьбой. В качестве классического примера шедевра подобного зодчества выступает ансамбль, выстроенный на Кижах Онежского озера в 1714 году.

Производство точеной и резной деревянной посуды на Руси имело широкий размах. Ее было принято пропитывать олифой, расписывать масляными и природными красками, отделывать золотом и серебром. Хорошим примером художественной обработки изделий из древесины может послужить известная всем хохломская роспись.

Заглянем в прошлое

Выполняться вся художественная обработка древесины могла в самых разных стилях. К примеру, стилю под названием барокко присуща динамичность в виде подвижности форм, праздничный пышный декор, многочисленные изображения купидонов, цветочных венков, стилизованных птиц и животных.

Роскошно смотрелась мебель из массивной древесины, будучи украшенной мозаикой, инкрустированной костью или металлом, а также покрытой цветным лаком или имеющей утонченные резные элементы.

В стиле ретро выполнялись роскошные экземпляры изделий эпохи классицизма и барокко. А в наши дни появились и образцы нетрадиционных решений дизайнеров новых форм и конструкций, популярные среди молодежи.

Ныне художественная обработка древесины — творческое направление профильного труда, обучение которому ведется во многих учебных заведениях. В наши дни интерес к данной теме не иссякает. В рамках школьного курса мальчики осваивают основные приемы работы с деревом, позволяющие создавать несложные изделия. Технология художественной обработки древесины преподается в рамках профильного курса художественных вузов.

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

Введение

Применение украшений, как на предметах быта, так и на других изделиях из древесины, имеет многовековую историю. Вот наиболее распространенные виды декорирования: резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.

В современном массовом и крупносерийном производстве предметов быта практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделия рельефными элементами из древесины в том числе имитирующие резьбу по дереву, а также плоскостные элементы, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву)[1]. Эти технологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства. В современном мире – это необратимый процесс… Но в при всех этих, казалось бы, преимуществах изделие, сделанное в фабричных условиях, теряет огромную часть своей красоты и индивидуальности, и прежде всего – ощущение неповторимости и уникальности. Все чаще на витринах мы встречаем «безликие» типовые безделушки, зачастую не лучшего качества.

Другое дело – ручная работа. Да, выполнение резного декора для украшения бытовых предметов или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий. Однако все это в совокупности дает неповторимый результат: готовое изделие получается качественным с технической точки зрения и красивым и интересным с художественной.

Тема данной курсовой работы – «Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы» – актуальна. Сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая.

Цель работы – изготовление деревянного изделия с геометрическим орнаментом, используя традиционную технику резьбы. Основой для нанесения орнамента стала деревянная рамка.

Это изделие может быть востребовано, актуально и интересно по многим причинам. Ведь любая картина, фотография, панно и т.д. смотрится совершенно иначе, когда она находится в раме. При видимом большом выборе рамок в магазинах потребитель по разным причинам не всегда находит подходящую. Настоящее изделие универсально, оно подходит для обрамления любой подходящей по размеру картины или фотографии, имеет оригинальный орнамент.

Объект исследования – художественная резьба по дереву.

Предмет исследования – технология декорирования изделия геометрической резьбой. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев г. Задонска, г. Ельца и г. Липецка,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Предполагается, что данная работа может быть интересна как мастерам-резчикам, так и широкой аудитории. Тема народных промыслов – истинная ценность русские не должны забывать, как резать по дереву, создавать красоту своими руками в крови нашего народа-умельца.

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

резьба лакировка изделие убранство

Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.

Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.

XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы[2].

В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.

В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды[3]. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.

Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму[4]. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.

Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели.

На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.

Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.

В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство.

Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета[5].

Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.

В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.

В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование[6].

После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.

В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется.[7] Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.

Введение

Применение украшений, как на предметах быта, так и на других изделиях из древесины, имеет многовековую историю. Вот наиболее распространенные виды декорирования: резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.

В современном массовом и крупносерийном производстве предметов быта практически всегда применяют только такие декоративные средства и приемы, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся декорирование изделия рельефными элементами из древесины в том числе имитирующие резьбу по дереву, а также плоскостные элементы, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву)[1]. Эти технологии оправданы экономией средств, времени, простотой фабричного производства. В современном мире – это необратимый процесс… Но в при всех этих, казалось бы, преимуществах изделие, сделанное в фабричных условиях, теряет огромную часть своей красоты и индивидуальности, и прежде всего – ощущение неповторимости и уникальности. Все чаще на витринах мы встречаем «безликие» типовые безделушки, зачастую не лучшего качества.

Другое дело – ручная работа. Да, выполнение резного декора для украшения бытовых предметов или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, владения техническими приемами. Также ему необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий. Однако все это в совокупности дает неповторимый результат: готовое изделие получается качественным с технической точки зрения и красивым и интересным с художественной.

Тема данной курсовой работы – «Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы» – актуальна. Сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая.

Цель работы – изготовление деревянного изделия с геометрическим орнаментом, используя традиционную технику резьбы. Основой для нанесения орнамента стала деревянная рамка.

Это изделие может быть востребовано, актуально и интересно по многим причинам. Ведь любая картина, фотография, панно и т.д. смотрится совершенно иначе, когда она находится в раме. При видимом большом выборе рамок в магазинах потребитель по разным причинам не всегда находит подходящую. Настоящее изделие универсально, оно подходит для обрамления любой подходящей по размеру картины или фотографии, имеет оригинальный орнамент.

Объект исследования – художественная резьба по дереву.

Предмет исследования – технология декорирования изделия геометрической резьбой. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев г. Задонска, г. Ельца и г. Липецка,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Предполагается, что данная работа может быть интересна как мастерам-резчикам, так и широкой аудитории. Тема народных промыслов – истинная ценность русские не должны забывать, как резать по дереву, создавать красоту своими руками в крови нашего народа-умельца.

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

резьба лакировка изделие убранство

Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.

Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.

XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы[2].

В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.

В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды[3]. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.

Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму[4]. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.

Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели.

На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.

Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.

В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство.

Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета[5].

Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.

В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.

В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование[6].

После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.

В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется.[7] Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.

Поговорим о ручной резьбе

В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее — геометрическую, прорезную, контурную.

Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) — проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

Что легче всего?

Наиболее простой вид резьбы — прорезная. Она выполняется лобзиком, которым выпиливают контуры самых разных фигур там, где сквозь прорези нужно что-то разглядеть (двери, ширмы, буфеты, оконные наличники). Фон у такого деревянного изделия отсутствует. В ряде случаев он может быть заменен яркой тканью.

Технология выполнения художественной обработки древесины (резьбы по дереву такого вида) достаточно проста: на заготовку с подготовленной заранее поверхностью (отшлифованной либо простроганной) переносится по шаблону рисунок. Возможно также использование кальки.

По контуру будущего рисунка просверливают несколько отверстий, в которые заводят пилку лобзика и аккуратно пропиливают весь контур на специальном столике, называемом выпиловочным.

Художественная деревообработка

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

Ермаков Артем

Руководитель:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕРЕВООБРАБОТКА

Художественная резьба

— один из самых древних и распространенных видов декоративно — прикладного искусства. Резьбой украшают здания, предметы быта, создают произведения мелкой пластики – небольшие миниатюрные скульптуры. Особый вид художественной резьбы – глиптика.

Самый распространенный материал для резьбы – мягкая древесина деревьев листвяных пород: липы, кедр – хвойная ядровая порода, с широкой бело – розового ядра, имеет многочисленные крупные и мелкие смоляные ходы. Годичные кольца хорошо заметны, разницы между поздней и ранней древесиной нет. Древесина кедра легкая, красивая по цвету и текстуре, хорошо режется, легко обрабатывается на токарных станках, отличается большой стойкостью против гноения, поэтому широко используется для изготовления резных изделий, размещаемых на открытом воздухе. Кедр используют в столярно-мебельном и карандашном производстве. Реже употребляются твердые породы: береза, клен, бук.

Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной ахитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Резьба не была однотипной и монотонной, она выполнялась в разной технике и подразделялась на виды.

Виды
художественнойрезьбы.

    Геометрическая резьба – представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Относительная простота геометрической резьбы, её декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для её выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным. Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путём выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента. Такой вид резьбы даёт возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц, и человека. Глухая рельефная резьба — это резьба с непрорезанным (глухим) фоном, высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности. Этот вид подразделяется на барельефнуюрезьбу- с низким рельефом, и горельефную с более высоким рельефом. Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией. В домовой резьбе она обычно выполняется крупномасштабно. Скульптурная резьба представляет собой объёмную станковую или декоративную скульптуру из дерева естественного вида цилиндрической формы или его раскола. Готовое резное изделие или скульптура просматривается со всех сторон, может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф.

Технология резьбы

Для резьбы пригодны самые различные породы деревьев, которые подразделяются на лиственные и хвойные. Но изготовление резных изделий требует определенных знаний о дереве, его свойствах, качестве, применении и обработке. Для выполнения любого вида резьбы дерево должно быть сухим. Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше коробится, не подвержена загниванию, легче склеивается, лучше отделывается, более долговечна, готовые изделия не растрескиваются.

Высушенную древесину тщательно проверяют, чтобы обнаружить и устранить пороки, которые наверняка будут мешать в работе. Заготовленный материал распиливают по длине и ширине с учетом припуска. Затем строгают пласты и кромки. Если ширина и качество досок соответствуют предстоящей работе, то материал можно использовать.

Инструменты и приспособления для резьбы.

Для выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент.

Резчицкий инструмент делится на основной (режущий) и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный). Все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять резные работы любой сложности.

Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, лёгким и удобным, отлично заточенным, так, чтобы дерево резалось « как масло ».

Технологический проект на изготовление оправы для зеркала

· Для изготовления оправы для зеркала взять сухой пиломатериал кедр.

· Заготовленный материал распилили по длине и ширине с учетом припуска.

· Острогали пласты и кромки приступаем к оклеиванию заготовок. На полученную форму наносим эскиз с помощью трафарета и чертёжных принадлежностей. После нанесения эскиза сверлами выжигаем его.

· Затем на оправу наносим рисунок с помощью карандаша, приступаем к вырезанию рисунка с помощью резака и лопатки.

· Далее изделие шлифуется крупной и мелкой наждачной бумагой. Затем нанесение лака НЦ и второй слой ПФ-283.

Правила выполнения резьбы.

Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение.

Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с того, что прочно закрепляют заготовку на верстаке держалками или другими приспособлениями, безусловно, только практический опыт, приобретенный в работе, подскажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контору рисунка и т. д.

Самым же главным итогом работы является чувство удовлетворения от выполненной работы и немного гордости за то, например, что сделанное тобой зеркало висит в вестибюле школы и на него ежедневно смотрят мои друзья, знакомые, учителя!

Как работал мастер по дереву

Такие виды резьбы по дереву в художественной обработке древесины, как контурная, прорезная и плоская, с давних пор использовались для украшения русской мебели. Ажурной называется разновидность прорезной резьбы, имеющая рельефный рисунок. Как правило, ею украшали мебель мастера, работающие в стилях рококо и барокко.

Если выполненные в технике прорезной резьбы изделия прибивалась либо приклеивались к деревянной основе, она получала название накладной.

Классификация оборудования художественной обработки древесины всегда велась в зависимости от вида выполняемых работ. Как, например, выглядело рабочее место резчика, работающего с деревом? Это мог быть самый обычный стол со стулом либо система верстаков, оборудованных именно для данной цели.

Высота крышек их располагалась на уровне локтей мастера. Свет падал слева и спереди. На верстаках при помощи винтовых зажимов или клиньев крепились обрабатываемые изделия. В качестве режущих инструментов использовали главным образом стамески.

Декоративная обработка деревянных изделий

Когда произведена основная часть работы по созданию поделки, приступают к следующему этапу — декоративной обработке покрытия. Она бывает следующих видов:

  • вощение;
  • обжиг;
  • покраска;
  • отбеливание;
  • морение.

Каждый вид декоративной обработки имеет свои особенности. Например, вощение используют в основном для кухонной утвари. Чаще всего это разделочные доски. Обжиг делают газовой горелкой, непрерывно перемещая огонь. Покраску проводят при комнатной температуре, исключая попадания на изделие прямых солнечных лучей. Красят при помощи специальных растворов. Используются масляные и другие жидкости, которые создают защитную прослойку и улучшают цвет деревянной поделки. Отбеливают при помощи веществ, которые окисляют поверхность. Так получается естественный цвет, устраняются недоработки, сглаживается картина узора, рисунок становится гармоничней и естественней по виду. Процесс отбеливания производится порой за один раз. А иногда необходимо повторить несколько раз. В результате образуется тонкий светлый слой, а под ним — тёмная основа. Морение выполняется погружением изделия в краску на определённое время. Затем изделие необходимо высушить.

Инструменты для разных видов художественной обработки древесины

Стамески могут быть прямыми плоскими, с помощью которых защищают фон при выполнении рельефной либо контурной резьбы. Желобчатая пригодится для почти каждого из видов работ. Клюкарза с длинной шейкой изогнутой формы и коротким полотном применяется, если нужно вырезать углубление в труднодоступном месте. Стамеску-уголок берут для вырезания канавок. С помощью церазика наносят узенькие жилки или канавки.

Для геометрической резьбы берут плоские стамески, именуемые косяками, резаками или косячками. Они могут быть короткими либо длинными с разным углом скоса режущей кромки. Наиболее грубые разновидности работы выполняют при помощи долота.

Каждый из инструментов должен иметь качественную ручку. Лезвия обязаны быть хорошо заточены с доводкой на оселке. В случае качественно сделанного инструмента возможно получить работу высокого уровня.

Как происходит процесс

Начинают резьбу по дереву с разметки выбранного рисунка. Для этого используют линейку, угольник, транспортир, циркуль, трафареты, а также шариковые ручки или карандаши. Рисунок для геометрической резьбы представляет собой набор квадратов, прямоугольников и треугольников.

Каждое из углублений (выемок) вырезают при помощи косячка поперек волокон, а затем вдоль них. При этом косячок держат в правой руке и ставят носком лезвия с легким наклоном на размеченную черту. Лезвие врезают в древесину и проделывают линию движением на себя.

Таким образом выполняют все средние линии. Если требуется вырезать наклонную, косяк следует наклонить влево или вправо под углом от 30 до 40 градусов. Линия разметки при этом перерезаться не должна. Процесс резьбы нужно вести плавно и медленно, нажимая на косяк равномерно. Инструмент крепко зажимают в правой руке. Порой требуется его придержать левой, чтобы избежать ухода по направлению волокон. Тем, кто только начал осваивать процесс резьбы, разрешается держать инструмент обеими руками.

Процедура вырезания трехгранных выемок сводится к обработке сторон нарисованных треугольников косячком, который держат в руке вертикально. Прорезка идет от вершины к основанию. Эти приемы очень простые. Освоение их не займет много времени и позволит перейти к вырезанию прочих, гораздо более сложных фигур.

Декоративная обработка

После художественных работ обязательно должны быть исполнены декоративные. Они заключаются не только в колеровке древесины, но и в защитной обработке и некоторой другой.

Основные этапы сводятся к очистке и покраске, которые в обязательном порядке не стоит игнорировать. В противном случае, незащищенный материал будет менее долговечен, уязвим к загрязнениям и биологическим поражениям.

После очистки и покраски древесина может изменить цвет, текстуру. Как правило, внешний вид становится значительно лучше, а эксплуатационные качества возрастают в разы.

Обжиг

Сначала древесину сушат и очищают. Следующим этапом станет обжиг.

  • Он осуществляется с применением специализированной горелки;
  • Держат ее под углом, передвигают вдоль древесины, не задерживаясь на определенном месте;
  • Затем материал обрабатывают щеткой, путем зачистки вдоль волокна.

Отбеливание

Посредством отбеливания древесине придают благородный естественный оттенок. При этом устраняются имеющиеся изъяны и переходы цвета. В результате декоративные качества материала значительно повышаются.

Ниже изображен брус, прошедший процедуру отбеливания, сверху – материал, не подвергнутый обработке

Вощение

  • Это – особый вид обработки, который также во многом повышает внешние качества изделий. Материал для нанесения выбирают с учетом будущего назначения предметов.
  • Если, допустим, это разделочная доска, то она должна оставаться экологичной и пригодной для эксплуатации и резки на ней пищевых продуктов.
  • Вполне безопасным материалом является воск (пчелиный). Он наносится на поверхность, которая предварительно покрывается пропиткой. Она не даст воску впитаться в древесину.

Покраска

Покраска – процедура несложная, но все же требующая соблюдения технологии.

Обратите внимание! При проведении работ, рекомендуется избегать повышенной влажности, прямых ультрафиолетовых лучей. Предварительно материал покрывают специализированными антисептиками.

Для окраски можно использовать подходящие составы, которые представлены в магазинах в широком ассортименте. Если применить масло, то естественный цвет материала будет сохранен.

В завершение изделие покрывают лаком.

Морение

  • Морение может быть глубоким или поверхностным.

На заметку! Такой способ обработки применяют, в основном, в том случае, когда необходимо имитировать натуральный оттенок дорогостоящих пород дерева.

  • Процедура достаточно простая и заключается в «вымачивании» изделий в растворе краски некоторое время.
  • Затем их подвешивают для того, чтобы лишняя жидкость ушла и сушат.
  • Если должный эффект не был достигнут, действия повторяются.

О правилах техники безопасности при художественной обработке древесины

1. Следует помнить, что стамески относятся к опасным режущим инструментам и требуют осторожного обращения.

2. Левую руку запрещается держать рядом с режущим инструментом.

3. Слишком большие усилия при работе стамеской применять запрещается.

4. Если необходимо выполнить удар по ручке стамески, ее следует взять в левую руку, а киянку при этом в правую. Инструмент ставится на место вырубки, затем по его ручке наносятся легкие удары.

5. Храниться стамески должны в специально отведенных для этого местах (в шкафах, ящиках верстака и т. п.).

Художественная обработка дерева

Художественная обработка дерева

Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами. С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, 8 мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

Для всемирной выставки в Париже в конце прошлого века на диво всему миру срубили русские плотники бревенчатую избу. Красота пропорций, простота и мудрость конструктивных решений — все это поразило посетителей выставки, образно назвавших рубленую избу «русским Парфеноном». Вся изба была плоть от плоти дерева. Благодаря остроумным приемам соединения деталей плотники срубили избу без единого гвоздя и прочего металлического крепежа. «Хорошая вязка скрепчивее всяких гвоздей»,— убежденно говорили народные зодчие. В повседневной жизни избы обычно крестьяне рубили своими силами или с помощью соседей. Но были и плотники-профессионалы. Многочисленные артели плотников кочевали по Руси, порой подряжаясь на работу в чужеземных странах. О вездесущности русских плотников ходила шутка, что когда Колумб открыл Америку, то там уже была артель вятских плотников.

Представьте себе, что вы входите в добротную крестьянскую избу прошлого века. Почти все, что находится в ней, сделано из дерева. Гладко вытесаны стены, пол, потолок, подоконники, скамьи и стол. Трудно поверить, что всюду мастер обошелся без рубанка — настолько высоко было искусство владения плотницким топором. Почти в’ каждой крестьянской избе стоял ткацкий станок, прялка для прядения льна и шерсти, короб для перематывания пряжи. Они тоже были из дерева. Большим разнообразием отличалась посуда, которую изготовляли не только из стволовой древесины, но и из других частей дерева: веток, корней и коры. Из длинных берестяных лент, снятых с березы весной, плели кузовки, короба и пестери заплечные, корзины для сбора грибов. На токарных станках, которые, кстати, тоже были деревянными, точили всевозможную посуду: чаши, миски, поставцы, блюда, братины и кубки. Из древесных наплывов вырезали крестьянские мастера ложки, совки, ковши, братины и солоницы. Из ивовой лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. В праздники и часы досуга нельзя было обойтись ‘без деревянных музыкальных инструментов — балалаек, скрипок, свирелей и жалеек. А звонкоголосый деревянный рожок был всегда непременным спутником каждого деревенского пастуха. С протяжной песни пастушьего рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни.

Порой дерево имело совсем неожиданное применение. Например, из него делали хитроумные и вполне надежные дверные замки или колокольчики, подвешиваемые на шею корове, издававшие мягкий приглушенный звон. А иные умельцы ухитрялись вырезать из целого куска дерева неразъемную цепь вместе с подвешенным к ней сосудом, обычно’ умывальником «о двух носиках».

Работая с древесиной, человек одновременно изучал ее разнообразные свойства, каждый раз открывая все новые и новые возможности этого чудесного материала. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить и обжигать. И конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных деревьев.

Любое изделие из древесины всегда изготовляли с учетом ее физико-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько пород дерева. Например, в обычном бочонке стенки и донышко делались из дуба, его древесина исключительно прочна и отлично противостоит гнилостным микробам; обручи — из вязкого гибкого вяза, а пробка — из мягкой и однородной липы. В некоторых деревянных изделиях древесина различных пород применялась настолько постоянно, что послужила поводом возникновения когда-то распространенной народной загадки: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Загадку эту не так-то просто отгадать современному человеку. Между тем деревенский житель прошлого века мог уверенно сказать, что это прялка — простейшее приспособление для домашнего прядения. Каждая ее часть изготовлялась из определенной породы дерева: донце, на котором сидела пряха,— из липы («на липе сижу»); гребень для расчесывания пряжи — из клена («сквозь клен гляжу»), а веретено для наматывания готовой пряжи—из березы («березой трясу»).

Учитывают свойства отдельных деревьев и современные де-ревообработчики. Многие предметы, с которыми мы повседневно сталкиваемся в быту, изготовляются только из дерева определенной породы. Карандаши делают исключительно из мягкой однородной древесины кедра или можжевельника; спички — из осины и тополя; катушки для ниток — из березы; паркет — из дуба и ясеня.

В старину большинство изделий из дерева имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Многие ковши и бра-10 тины изготовлялись в форме утиц. Если выразительная текстура дерева могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращался в истинное произведение декоративно-прикладного искусства.

Испарение влаги через листья и тень от деревьев снижает ежегодные расходы на охлаждение помещений на 2,1 миллиарда долларов.У диких смоковниц, произрастающих в Южной Африке, корневая система достигает глубины более 120 метров!

Интересные факты о деревьях

Белый кедр, растущий на территории Великих озер в Канаде, за последние 155 лет вырос на … 10 сантиметров. Это самое медленно растущее дерево на Земле.

В Древней Греции ива была символом вдохновения, меланхолии, женской грациозности. Славяне считали, что ива сочувствует страданиям человека и принимает на себя всю его боль. Известно, что многие европейские народы считали, что ива способна исцелить женщину от бесплодия: для этого ветви ивы клали под кровать.

Остров Барбадос получил своё название от португальского исследователя Педро Кампоса, который увидел множество произраставших здесь фиговых деревьев, обвитых похожими на бороды эпифитами. Barbados — по-португальски «бородатый».

Среди наших деревьев, кроме дуба, только ель достигает 500-летнего возраста, причем каждая ее хвоинка живет 5—7 лет. Сосна живет до 350 лет, ясень и ольха — до 300 лет, осина — до 100 лет.

Среди прямоствольных деревьев по высоте самые большие — австралийские эвкалипты, их рост достигает 150 метров и более. Эвкалипты дают древесину, твердую, как железо, не поддающуюся гниению. Сваи, телеграфные столбы из эвкалиптов самые долговечные, а мачты выдерживают любые штормы. Корни этих деревьев перекачивают из почвы в листья такое огромное количество воды, что с помощью этих зеленых насосов люди стали осушать болота и оздоровлять климат.

Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.

Все люди, когда то сидели под кроной дерева. Это не минуло и Гиппократа – отца медицины. В честь его в Греции названо дерево, под которым он якобы сидел и лечил больных. Оно так и называется – «Дерево Гиппократа».

Самое массивное дерево — Lindsey Creek Tree, содержащее более 3000 кубических метров древесины весом 3600 тонн. Как ни странно, оно было вырвано штормом в 1905 году, так что теперь самое большое дерево – секвойя в Национальном парке Калифорнии.

На Американском континенте растетВсего лишь одно дерево способно поглалить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысч километров. великан земной флоры, знаменитая гигантская секвойя (мамонтово дерево), представительница хвойных деревьев, предки которых жили на нашей Земле около 100 миллионов лет назад. Толщина стволов секвой достигает нередко более 20 метров. В одном из таких гигантов, растущем в Америке, в Иосемитском парке, еще в 1881 году проложили тоннель, через который сейчас свободно проезжают автобусы.

Дерево, как и растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам: ствол – туловище, корни – ноги, ветки – руки, соки – кровь и т.п. Есть «мужские» и «женские» деревья (береза – березун, дубица – дуб), отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна – вверх.

Дерево Copaifera langsdorffii, найденное в тропических лесах Бразилии, содержит смолу, которую можно сразу использовать в качестве дизельного топлива. Одно дерево даёт примерно 50 литров топлива в год. Широкомасштабное его выращивание для этих целей невыгодно, но частные фермеры вполне могут покрыть свои потребности от сада таких растений.

Самое старое дерево — дуб по имени Старик, ему 2000 лет, живет он в Литве. Три его младших брата, деревья дружбы, им по 900 лет, растут в Польше и носят имена Лех, Чех и Рус.

Всего лишь одно дерево способно поглалить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысч километров.

В лесу деревья растут более активно. Так 1 гектар леса может выдать более 6 тонн дерева в год.

Самое опасное дерево — Manchineel Tree, которое растет на Карибском побережье и болотах Флориды. При контакте сока этого дерева с кожей появляется ожог, потом – болезненные волдыри. Если этот сок попадет в глаза, то человек может ослепнуть. Как вы понимаете, плоды этого дерева, похожие на яблоки, также есть очень опасно – они вызывают ожог и другие неприятности. Это дерево нагоняло ужас на местных жителей вплоть до прихода испанцев в 16 веке.

Пряность корица — это не семена, листья или коренья какого-нибудь растения, а именно молотая кора дерева, растущего в Шри-Ланке и южной Индии.

Самое твердое дерево в лесах Росии береза Шмидта, растет она в Приморье, в заповеднике Кедровая падь. Топором ее не срубить, пулей не пробить.

Чудесным качеством обладает бальсовое дерево, его древесина необыкновенно легка, именно из этого дерева был построен знаменитый плот «Кон-Тики», на котором группа отважных смельчаков во главе с норвежским ученым и путешественником Туром Хейердалом переплыла Тихий океан от берегов Перу до островов Полинезии.

Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.

Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская — 500, дуб — 1000 лет, можевельник — максимум 1500 лет.

170 тысяч карандашей может получиться из ствола дерева среднего размера.

В 18 веке один из каштанов на Сицилии «прославился» своим обхватом. Он составлял… 60 метров, то есть приблизительный диаметр дерева был равен почти 20 метрам. Со временем ствол разделился на три отдельных растения.

Дерево бенгальский фикус отличается особой жизненной формой, которую называют баньян. На крупных горизонтальных ветвях взрослого дерева формируются воздушные корни, растущие вниз. Дорастая до земли, они укореняются в ней и становятся новыми стволами. Таким образом баньян может разрастаться на площадь нескольких гектаров.

Африканские баобабы живут до пяти тысяч лет. Это одно из наиболее почитаемых деревьев в Африке. Его листья, цветы, плоды, кора используются туземцами в хозяйстве. У жителей саванн существует обычай, по которому каждый должен посадить возле своей хижины семена баобаба.Деревья извлекают питательные вещества в большей части из атмосферы, а только 10 процентов получают их из земли.

Самые интересные деревья в мире

Гигантские секвойи, которые растут в Сиерра-Невада в Калифорнии считаются самыми большими деревьями в плане объема. Самым крупным деревом является “Генерал Шерман” в Национальном парке Секвойя, высота которого достигает 83 м, объем около 1,486 куб. м, а вес более 6000 тонн. Предполагается, что дереву где-то между 2300 и 2700 лет, и каждый год дерево набирает столько древесины, сколько содержится у обычного 18-ти метрового дерева. Оно является настоящим природным шедевров и величайшим живым организмом на Земле.

Дерево жизни в Бахрейне это самое одинокое дерево в мире. Мескитовое дерево расположилось на самой высокой точке бесплодной пустыни Бахрейна, в сотнях километрах от других природных деревьев. Считается, что его корни протягиваются на несколько десятков метров до водоносных слоев. Точный возраст дерева неизвестен, но предполагается, что ему больше 400 лет.

Однако, тайна Дерева жизни состоит не в его размере, возрасте или форме, хотя оно достаточно крупное и очень красивое. Самое удивительное – это то, что оно стоит особняком в бесплодной пустыне на самой высокой точке Бахрейна, на территории, на которой совершенно нет воды. В месте, где казалось ничто не может выжить, это дерево, кажется, излучает саму жизнь. Люди приходят сюда толпами, так как местные жители считают, что дерево стоит на месте Райского сада.

Родиной баобаба считается Мадагаскар, также он распространен в Африке и Австралии. Деревья баобабы являются самыми древними формами жизни на материке Африки и многие из тех, что стоят по сей день, растут еще с римских времен.

Удивительный баобаб или “обезьянье хлебное дерево” может вырасти до 30 м в высоту и 11 м в ширину. Большую часть года они остаются без листьев. Характерной чертой баобаба является их пузатый ствол, который служит хранилищем воды. Дерево баобаба может вместить до 120000 л воды, чтобы пережить тяжелые условия засухи. Некоторые стволы настолько большие, что внутри дерева живут люди.

Учиться и снова учиться

Тот, кто решил добиться результатов в деле резьбы по дереву, не должен рассчитывать лишь на собственные творческие способности. Серьезное занятие художественной обработкой древесины включает в себя постоянное обучение с освоением различных ее нюансов.

Методов, позволяющих создавать замечательные резные изделия, имеется огромное количество. Примером одного из них может служить стиль «Татьянка». В основе его лежит технология выполнения растительного орнамента. Особенность появившегося в результате творческого эксперимента стиля резьбы заключается в том, что изделие обрабатывается всего один раз. Повторная доработка не допускается, да она, в принципе, и не нужна, поскольку все элементы выходят из-под резца готовыми, не требующими дополнительной обработки. Поэтому в данном случае применяются специальные инструменты.

Художественная обработка древесины план-конспект урока по технологии (8 класс)

Художественная обработка древесины

Концепция педагога: труд ученика — непременно творческий. Важнейший закон работы: «Ум ребенка на кончиках его пальцев»

(В.А Сухомлинский).

В школьном обучение добавлено изготовление изделий народного промысла. Важным является решение ученика, то есть самостоятельный выбор вида деятельности. Важным является индивидуальный подход к каждому ученику.

Художественная обработка древесины более предпочитаемый вид декоративно-прикладного искусства в школе. Простота оборудования, наличие инструментов, материалов, доступность в работе – все это дает возможность проводить занятия художественной обработки древесины учеников с 5 — 8 класс. Такие занятия можно проводить в кружках дополнительного образования. Занятия состоят из теоретических и практических блоков. Перед учениками ставят воспитательные задачи:

  • умение довести работу до конца;
  • соблюдать нехитрые правила культуры труда;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • рационально и осторожно использовать необходимый материал;
  • уметь использовать инструменты и соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.

В программе освоения есть задания для индивидуального или коллективного труда. Коллективные работы проводятся тремя и более учениками. Коллективные задания способствуют быстрому решению поставленной задачи, так как происходит распределение труда с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Совместное создание эскизов изделий обсуждение и выполнение их в материал, воспитывает у учеников чувство взаимопомощи, ответственности за дело, что позволяет хорошо выполнить задание. У учеников в процессе совместного выполнения работы развивается художественный вкус, понятие ритма, светотени, объема, уметь увидеть и передать красоту окружающего мира через древесные материалы соответствующего цвета и текстуры.

Суть программы обучения резьбы по дереву направлено на формирование художественного вкуса, развитие интереса к народному промыслу и его сохранение.

Целью резьбы по дереву является ознакомление учеников с традициями наших предков в обработке дерева, развить любовь к этому художественному ремеслу, научить практическим знаниям резьбы по дереву, научить делать собственные творческие проекты по традициям местных мастеров.

Задачи занятий резьбы по дереву делятся на:

Обучающие:

  • научить практическим навыкам резьбы по дереву
  • техническим приемам геометрической резьбы
  • научить делать индивидуальные работы декоративно-прикладного промысла
  • научить работать с инструментами резьбы
  • развить представление у учеников о народном промысле предков нашей истории
  • объяснить технику безопасности при работе с древесиной;

Развивающие:

  • постараться развить у ученика умение самому составлять простые чертежи резьбы, по дереву используя традиции народного промысла
  • постараться развить художественный вкус и общую культуру личности ученика
  • помочь развить навык оценивать свою работу;

Воспитательные:

  • приобщать учеников к русской народной культуре нашего народа
  • воспитывать уважение к другим людям, их традициям
  • воспитывать терпимость к другому мнению
  • воспитывать у учеников культуру общения.

В ходе обучения резьбы по дереву ученики узнают основные традиционные виды художественной резьбы, учатся технологическому изготовлению резных изделий из дерева и их отделки, знакомятся с инструментами для работы с древесиной и правилами безопасности их применения.

В конце обучения программы резьбы по дереву ученик должен уметь и знать:

  • народный промысел территории нашей страны;
  • историю возникновения народного промысла и территориальные особенности художественной резьбы;
  • весь ход изготовления изделия;
  • технику безопасности работы в классе/мастерской;
  • инструменты и оборудование, необходимые для резьбы по дереву;
  • оформлять и защищать творческий проект;
  • делать чертежи с образцов народного промысла;
  • делать индивидуальную композицию изделия применяя резьбу по дереву;
  • вытачивать разные поделки на токарном станке по дереву;
  • знать принципы плоско выемчатой резьбы, прорезной, скульптурной резьбы;
  • рисовать с натуры и на память;
  • сдавать готовый проект.

Виды резьбы по дереву

Есть различные виды резьбы по дереву. Рассмотрим основные виды, применяемые на уроках в школе и кружках дополнительного образования:

  • Плоско выемчатая или углубленная резьба.

Суть данного вида заключается в том, что фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или его заготовки. Рисунком служат разной формы углубления выемок. В зависимости от характера и формы выемок рисунка плоско выемчатая резьба бывает геометрической или контурной.

Геометрическая резьба — это самый древний вид резьбы по дереву. Он осуществляется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующий на поверхности изделия или заготовки узор из геометрических фигур-треугольников, квадратов, окружностей. В геометрической резьбе по дереву множество приемов художественного оформления деревянной поверхности. Геометрическая резьба не сложный вид резьбы не требует от ученика особых знаний в теории рисунка или сложного набора инструментов. Преимущество геометрической резьбы по дереву в небольшой глубине резного рисунка, который не нарушает общую композицию изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, которые проходят по всему контуру рисунка. В контурной резьбе применяют изобразительные мотивы: листья, фигурки животных, цветы, птиц. Эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно. Контурная резьба требует от ученика внимание, хорошее владение инструментом и хороший художественный вкус.

  • Плоскорельефная резьба.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей:

  • с завальным контуром
  • с подушечным фоном
  • с подобранным, то есть выбранным контуром.

Объединяет эти разновидности невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является переходом от контурной к рельефной резьбе.

  • Рельефная резьба.

Суть рельефной резьбы заключается в подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба практически не имеет поверхности. Орнамент является рельефом разной высоты. Отличие рельефной резьбы в выразительности и декоративности.

  • Прорезная резьба.

В прорезной резьбе отсутствует фон. Прорезную резьбу можно выполнять как в плоскорельефной резьбе и в рельефной резьбе. Фон прорезной резьбы удаляют долотом или пилой. Если фон удаляется пилой, то такую резьбу считают пропильной. Пропильная резьба может быть механизированной и это удобно использовать в массовом изготовлении мебели. Прорезная резьба с рельефным орнаментом – ажурной. Выполнение такой резьбы требует высокого умения. Прорезную резьбу можно приклеивать к деревянной основе. Тогда ее называют накладной или наклеенной.

  • Скульптурная или объемная резьба.

Суть этой резьбы в том, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, трансформируясь в скульптуру. Скульптурная резьба использовалась для украшения мебели и интерьеров. В древности часто украшали стулья, кресла фигурами диковинных зверей, птиц. Миниатюрные деревянные скульптуры и резные игрушки относятся к объемной резьбе.

  • Домовая резьба.

Применяется в основном на древесине хвойных пород с использованием топора, пилы и долота и используется для украшения деревянных построек. По технике выполнения и характеру домовая резьба бывает рельефной, ажурной или объемной. Есть мнение, что резные украшения на дома перешли с кораблей, отсюда домовую резьбу часто называют корабельной.

  • Глухая рельефная резьба.

Это резьба с не прорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора – украшали фронтоны домов, наличники окон. В этой резьбе наглядно представлены сюжеты листвы с завивающимися крутыми встречными спиралями, их соединяют вместе и тут же отделяют цветочными розетками. Так же в сюжетах листьев могут изображаться русалки, львы, птицы.

Инструменты, используемые для резьбы по дереву.

Стамески разной формы являются основным инструментом резьбы по дереву. Они бывают: плоские, прямые, полукруглые, уголки, клюкарзы, церазики, косяки. Эти инструменты являются дорогостоящими, поэтому резцы можно сделать самому из сверл, стамесок, напильников. Так же важным инструментом является нож-косяк.

Рекомендуемый стиль

Использование стиля «Татьянка» экономит время по сравнению с выполнением форм при других видах художественной обработки древесины, касающихся рельефной резьбы. Инструмент в каждом конкретном случае подбирается с учетом особенностей древесной породы. Она, как известно, может быть твердой или мягкой. Каждое из приспособлений требуется хорошо заточить.

Стиль «Татьянка» относится к многослойным. Каждый из слоев обрабатывается поочередно, причем соблюдение качества важно на любом из этапов, иначе последующая работа теряет всякий смысл. Перед началом воспроизведения любой из деталей ее расположение и дизайн должны быть тщательно продуманы. Если элемент будет срезан неправильно, восстановление его невозможно.

Изделия, выполненные в этом стиле, достаточно популярны среди покупателей. Поэтому овладевший данным методом мастер без работы никогда не останется.

Другие методы работы с древесиной

Напомним еще раз, что каждая техника выполнения резьбы требует соответствующего инструмента. Например, сквозная резьба, результат которой выглядит объемным, требует использования пилы, лобзика либо стамески. Такая ажурная резьба широко используется в украшении домов — рельефная форма придает дополнительный объем.

В технике плоскорельефной резьбы предполагается фон выбранный и подушечный.

В наши дни стало модным создавать деревянные скульптуры при помощи бензопилы. Скульптурная резьба относится к наиболее сложным из всех имеющихся техник художественной обработки древесины. В то же время она весьма интересна. Обработав исходный кусок древесины с соблюдением правильных пропорций, вы можете воплотить свой замысел по превращению его в фигурку животного или человека. Объемные детали делают скульптуру необычайно живой.

Другая разновидность художественной обработки древесины — выжигание по дереву. Это также целый пласт интереснейших навыков и художественных приемов, требующий отдельного рассказа. Путем выжигания возможно получить богатое разнообразие узоров самых разных тематик.

Технология обработки древесины

Технология обработки древесины позволяет получить разные результаты. Если нужно обработать или окрасить изделие морилкой, его необходимо сначала загрунтовать. Грунтуют столярным клеем, предварительно на сутки замочив его в воде, затем нагревают на водяной бане до 60 градусов. С помощью толстой кисти полученный состав наносят на поверхность и оставляют для просушки.

Для окрашивания изделий небольшое количество коричневатой морилки смешивают с водорастворимыми красками для увеличения яркости оттенков. Чтобы подчеркнуть игру теней, работу, ещё во влажном состоянии, промокают тканью.

Последний этап – обработка изделий воском, это позволяет надёжно защитить древесину от загрязнений и воздействия влаги. Художественная обработка изделий из древесины – это удивительное мастерство, своего рода искусство украшать поверхности природным материалом. Тем не менее, при желании, небольших способностях к творчеству и терпении, практически у каждого могут получиться интересные предметы декора. Остаётся только выбрать то направление, которое наиболее вам близко, инкрустация, например, или вытачивание заздравных кубков.
Сейчас читают:

Советы новичку

До начала сложных работ в учебных целях следует поработать над каким-либо из простых эскизов для резьбы, ознакомиться со специальной литературой, просмотреть классические схемы и зарисовки с их детальным описанием. Не помешает заглянуть и в ГОСТы по художественной обработке древесины.

Начинающим резчикам следует заняться вырезанием фигурок небольших размеров с минимальной детализацией. Для перехода к изделиям сложной формы и овладения грамотой художественной резьбы по дереву потребуются постоянные упорные тренировки.

К декоративным изделиям из дерева относится множество произведений, созданных руками мастеров и художников. Основными чертами, характеризующими их, являются высокий художественный вкус, мастерство исполнения, исключительность авторской работы и раскрытие мягкости, пластики и цвета дерева.

Виды и свойства изделий из дерева

Декоративные и художественные изделия из древесины украшают дом, придают ему уют и оригинальность. Из этого материала можно изготовить множество полезных и красивых вещей. Из древесины часто создаются произведения изобразительного искусства, которые представлены скульптурами разных форм и размеров.

Изделия из древесины, относящиеся к декоративно-прикладному искусству, делятся, в свою очередь, на подарки-сувениры, украшения, декоративные детали архитектуры и предметы убранства жилых и общественных зданий.

Резные украшения

Украшения, вырезанные из дерева, издавна ценились и были популярны на Руси. Сейчас бижутерия подобного рода тоже остается достаточно модной и востребованной. Очень красиво и эффектно смотрятся украшения в наборе, выполненные в едином стиле, например браслет, серьги и кулон. Можно изготовить полный набор – с брошами, колье, поясами, кольцами, заколками для волос и т. д. Главным стремлением резчика по дереву при изготовлении украшений должно стать то, чтобы материал не был похож на металл, пластмассу и др.

Украшения из древесины могут быть интересны благодаря оригинальной форме, отделке, натуральному цвету и структуре дерева (рис. 3).

Игрушки

Изготовление игрушек из древесины известно с давних времен.

Навсегда останется символом России матрешка, пользующаяся популярностью во всем мире и ассоциирующаяся с нашей культурой и историей.

Скульптурный портрет

В последнее время достаточно распространено увлечение скульптурными портретами. Их создание требует определенных навыков и опыта, так как является непростым и кропотливым делом. Для того чтобы создать качественный и профессиональный портрет, необходимо ознакомиться с понятиями портретного сходства, человеческого характера, его настроения и чувств.

Перед тем как приступить к работе, рекомендуется сделать несколько эскизов с разной композицией, а затем выбрать из них наиболее удачный и вылепить с него объемное изображение из пластилина.

Скульптурные изображения разнообразны. Это может быть бюст, поясной портрет, голова или портрет в полный рост человека.

Предметы быта и украшения интерьера

Пожалуй, самой распространенной группой изделий из древесины являются предметы быта и украшения интерьера.

Это могут быть сатирические статуэтки, которые будут служить прекрасным дополнением к интерьеру квартиры или дома, а также шкатулки (рис. 4), подсвечники, вазы, светильники, посуда, мебель и многое другое.

Также из древесины можно изготовить двери, окна, решетки, потолки, стенные панели и многое другое, что придает дому уют и тепло.

Художественная обработка древесины: истоки и основные направления

С незапамятных времен художественная обработка древесины была связана исключительно с выполнением плотницких и столярных работ. Дерево широко использовалось для изготовления столов, окон, дверей и др.

В современном мире обработка древесины и изготовление мебели ведется на фабриках, оснащенных специальным оборудованием, по разработанным технологическим процессам.

Шкатулки из дерева

Художественной обработкой дерева в основном занимаются резчики-любители. Их работа не связана с массовым производством и подразумевает под собой индивидуальный творческий подход, разработку способа изготовления и отделки декоративного изделия.

Резчики ищут материал в лесу, многие из них посещают выставки, посвященные своему увлечению, и изучают изделия признанных мастеров.

В начале творческого пути, на истоках увлечения резьбой по дереву, самой важной задачей является выбор направления. С этим шагом не следует спешить, определив в первую очередь круг собственных пристрастий и интересов.

Обработка древесины может заключаться в украшении и декорировании уже имеющихся дома шкафчиков и полок, в создании из лесной находки оригинальной игрушки и т. д.

Предмет изображения

Предметом изображения в резьбе по дереву могут считаться человек, группа людей, животные, растения или какие-либо художественные образы. Также при изготовлении скульптуры из древесины мастера часто пытаются передать символическим образом с помощью средств пластики события и явления.

Предмет изображения в скульптуре не может быть фотографически точным, так как основными принципами резьбы по дереву являются выделение главного, обобщение и подчеркивание в образе.

Тем не менее обобщение подразумевает под собой точное знание особенностей и деталей предмета изображения. Это доказывается тем, что именно хорошее знание предмета позволяет выделить в его образе основные черты, не заостряя внимания на случайных деталях.

Копирование и целесообразность

Копирование уже выполненных известных работ может рассматриваться с разных позиций.

С одной стороны, копирование необходимо для того, чтобы познать многолетний опыт русских мастеров, а также дополнительно изучить разные приемы и техники работы с данным материалом. Копирование может являться своего рода помощником для осуществления резчиком собственных замыслов и идей.

С этой точки зрения копирование полезно, но должно проводиться после накопления определенного опыта резьбы по дереву.

С другой стороны, копирование может превратиться в бездумное занятие, лишающее индивидуальности и мешающее возникновению новых идей. Таким образом резчик может замедлить или остановить собственный творческий рост, развитие. Особенно это относится к тем случаям, когда копируются изделия сомнительного качества.

Художественное обобщение

Художественным обобщением называется прием, при котором резчик выявляет и выделяет характер и основные черты образа. Художник исключает все случайные детали, тем самым сосредотачивая внимание зрителя на важных формах. Также резчик может усилить выразительность созданного им образа, дополнив главные черты определенными деталями.

Начинающему резчику будет нелишним запомнить, что при художественном обобщении главное – не упрощать свое изделие.

Основной задачей является развитие художественного мастерства.

Преувеличение

Преувеличение используется во всех видах искусства, и создание миниатюр не исключение. Оно заключается в утрировании отдельных черт, явлений или характеров и направлено на придание большей выразительности художественному образу.

Подготовка к работе

Подготовка к работе является важным этапом творчества начинающего резчика по дереву. Рекомендуется прочитать литературу о знаменитых скульпторах и художниках, которая представлена в настоящее время в достаточно большом ассортименте.

Желательно некоторое время наблюдать за «натурой» – характером пластики предметов, жизненными ситуациями, особенностями движения и т. д.

Перед тем как приступить к работе, резчик должен выбрать предмет изображения, изучить его, дополнить образ фотографиями, рисунками, описаниями.

Далее замысел и основную композицию изделия необходимо проработать в эскизе, слепив его, к примеру, из пластилина или глины. Также начинающему резчику рекомендуется познакомиться или освежить в памяти основы начертательной геометрии, рисунка, лепки и черчения.

Разработка композиции

Художественная композиция – это построение художественного произведения, при котором подбирается максимально эффектное положение деталей, элементов и фигур. Таким образом можно сконцентрировать внимание зрителей на главной идее.

Композиция состоит из главного, которое выражает основную мысль произведения, и подчиненного, несущего вспомогательную смысловую нагрузку.

Процесс разработки композиции прекрасно развивает пространственное воображение.

Пропорции и ритм

Композиция художественного произведения должна быть гармоничной и согласовывать в себе формы, фигуры, элементы и детали изображения. Основным условием правильного построения композиции является соотношение ритма, пластики и пропорциональности.

Ритмом называется чередование трех и более элементов композиции. Симметрию создают два одинаковых чередования подобного рода. Таким образом, можно сказать, что обычное чередование в последовательности называется простым ритмическим строем, а чередование группы элементов, которые создают новую группировку, – сложным строением.

Ритм очень часто создает основу композиции, придавая ей стройность, четкость и ясность. При изготовлении художественных изделий из дерева допустим аритмический строй, который может создать неповторимый образ композиции.

Пластика также играет важную роль в художественных работах. Она представляет собой выразительность объемной формы и отображается в спокойных или ломаных линиях окружностей, направлений и т. д.

Создание эскиза

Начинающему резчику по дереву необходимо создавать свои произведения для начала на бумаге. При этом должно учитываться множество вещей, среди которых свойства материала, основные формы, объем и вид со всех сторон.

Для более сложных композиций можно разработать эскиз в объемном исполнении из глины или пластилина. Детально его можно не обрабатывать, но совершенно необходимо учитывать при его изготовлении основные формы и размеры.

Виды плосковыемчатой обработки

Она может быть геометрической, контурной, ногтевидной или чернолаковой. Каждая из названных техник потребует собственных эскизов и набора инструментов в виде ножа и стамески.

Процесс создания резного геометрического рисунка состоит в вырезании квадратов, ромбов, шестиугольников и т. п. подопределенными углами. Если рисунок создается при помощи круговых либо треугольных желобков, речь идет о технике контурной резьбы. В случае покрытия поверхности до начала работы черной краской или же лаком готовый рисунок будет смотреться необычайно эффектно.

Рабочее место мастера

Если вы решили работать в технике «Татьянка» либо в любой другой из приведенных выше, вам потребуется деревянная плоскость с ровной поверхностью. Это может быть верстак, стол, подоконник или даже табурет. Предпочтительнее всего стол или верстак, поскольку они тяжелые и обладают деревянной столешницей.

Если стол полированный, его можно накрыть куском фанеры или чертежной доской. Это защищает инструмент от поломки в случае случайного срыва. Липовые заготовки достаточно мягкие сами по себе, принято упирать их во что-то твердое.

Рабочее место резчика по дереву требует наличия хорошего естественного освещения либо искусственного с широким спектром. Связано это с кропотливым характером труда и повышенными требованиями к точности и аккуратности. В идеале стол с лампой должны располагаться рядом с окном.

Учебная доска для рабочего процесса нуждается в постоянном увлажнении. Требуемая влажность составляет порядка 12-15%. Увлажнять доску можно заранее путем промывания ее торцов.

Материал для резьбы

Используемая для процесса резьбы древесина обязана обладать гладкой ровной поверхностью без сучков и других изъянов. Если же вы намеренно берете дерево с сучками, то в процессе работы их можно обыграть в художественном плане и составить на их основе декоративную композицию.

Отличным материалом для создания деревянных композиций (особенно в стиле «Татьянка») является липа. Эту породу древесины легко резать в любом из направлений, из-за чего она идеально подходит резчикам-новичкам. Выбирая доску, обратите внимание на ее торец. По нему можно выбрать образец плотной, однородной и не рыхлой древесины.

Лучше всего выбирать доску, выпиленную с края бревна, близко от коры. В этом случае слои размещаются полого по отношению к ее поверхности. Такую доску легко разрезать. В случае необходимости перерыва между этапами работы увлажнять учебную доску путем укутывания в мокрую ткань либо помещения во влажной пакет не стоит, так как возможно появление и размножение самых разных бактерий с последующим потемнением доски и образованием плесени.

Лучше всего хранить такие доски в помещениях, где отопление отсутствует, например, в сараях, сенях, банях, на балконах и лоджиях. Не рекомендуется хранить учебный материал в ванной, подвале, в холодильнике или на солнце.

Какой инструмент лучше?

Существует специальный инструмент для стиля «Татьянка» с параметрами, рассчитанными на работу с пластичной древесной породой. Если ваш инструмент самодельный либо заводской, он может оказаться малопригодным из-за несовпадения по размерам и прочим параметрам.

Работа с неподходящими типами резцов сильно осложняет процесс обучения резьбе и снижает его результативность. Первые несложные учебные орнаменты выполняются при помощи самого обычного ученического набора, состоящего из стамесок №6 и №17 (полукруглых среднего диаметра) и ножа-косяка. Лезвие полукруглых стамесок в поперечном сечении выглядит как часть круга. Если поместить такой инструмент торцом на доску и после этого повернуть вокруг оси, лезвие замыкает окружность, прорезая при этом древесину.

Важное качество стамески, позволяющее делать глубокие срезы, -маневренность. Нож-косяк — один из основных инструментов. Название произошло от формы лезвия с косым срезом. Размер его, как правило, подходит для руки средней величины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]