Живут и дышат – многообразие русских видов росписи по дереву. Почему старинные промыслы возрождаются, чем они интересны

В Нижегородском крае есть много талантливых мастеров, которые соблюдают традиции русских художественных промыслов. Домовая резьба здесь была известна издревле. В этом краю её также называют глухой, корабельной или барочной резьбой. Зародилась она в середине XVIII–начале XIX века. Искусные народные умельцы украшали корабельные суда. Разновидность резьбы называется глухой: в дереве нет ни одного сквозного отверстия.


Домовая резьба по дереву

Крупный и сочный орнамент нужно рассматривать издалека. Элементы соединяются в единую композицию, что хорошо видно на большом расстоянии. Нижегородская домовая резьба характеризуется выразительностью и символизмом. Она украшает фасады деревянных домов или коньков на крыше. Её можно увидеть и на других строениях.

Домовая резьба Нижегородского края: экскурс в историю

В Нижегородском уезде было много народных умельцев, владеющих искусством резьбы. Первоначально резные элементы украшали торговые и военные суда. Однако впоследствии деревянный резной орнамент перешел на избы. Суда воздвигали зимой, а летом резчики нуждались в подработке. Резные фасады делали дома жителей праздничными. Поэтому такие украшения быстро вошли в моду. Элементы резьбы идеально подходят к архитектурно-ландшафтному решению.


Пример домовой резьбы нижегородского края

Орнамент связан с символикой цветущей природы:

  • животные;
  • цветы;
  • птицы;
  • русалки;
  • сказочные чудища.

Каждый образ или узор обладал мощным магическим характером. К примеру, Птица Сирин выступала в качестве предвестника благополучия и счастья в доме. В старину люди верили в силу деревянных элементов, которые служили оберегами. Резные украшения защищали от зла своих владельцев.

Глухой резьбой могли заниматься только мастера, обладающие высокой квалификацией. Они знали характерные свойства различных пород деревьев. Сегодня, как и много лет тому назад, мастеров, умеющих делать нижегородскую резьбу, ценят высоко. Каждый народный умелец добавляет в узор свои собственные детали, что освежает традиционный орнамент. Раньше мастера работали группами:


Различные варианты орнамента нижегородской резьбы

  1. Задачей художественного руководителя было нанесение отверстий по контуру будущих рисунков. Эту работу он выполнял с помощью иглы. Сделанные рисунки посыпались истолченным углем, а контуры обводились карандашом.
  2. Резчик подбирал подходящий фон и выполнял рельеф.
  3. Мастер придавал узорам мягкие и пластичные очертания. Он наносил на доску покрытие с помощью олифы. Завершающим этапом было раскрашивание.

Традиции древнерусской резьбы по дереву

Резьба по дереву — традиционное древнерусское ремесло, ставшее неотъемлемой частью русской культуры. Искусство резьбы по дереву у праславян зародилось в те времена, когда появились первые примитивные режущие инструменты. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территорию сплошь покрытую дремучим лесом под пашню и для строительства дома. Дерево на протяжении тысяч лет на Руси было основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и плетение из бересты или ивовой лозы. В искусстве резьбы по дереву, как и в древнерусской вышивке, отразились языческие представления народа о Вселенной.

В языческой Руси люди поклонялись восходящему и заходящему Солнцу, грозным стихиям природы, обожествляли Природу Земли в целом. В резьбе по дереву ещё в глубокой древности появились символические изображения Солнца, Неба, Земли, Человека, Воды или небесного Дождя, оплодотворяющего землю и дарующего плодородие людям.

Солнце изображали в виде круга, разделенного прямыми или волнистыми лучами на шесть сегментов, который называли Перуновым знаком. Громовержец Перун — верховное божество древнерусского языческого пантеона богов. Перуновым знаком украшали дома там, где были особенно часты грозы – чтобы «отвести» попадание молнии в строение и избежать пожара.

Многие считают, что знак Перуна ставили на домах, где жили воины – ведь этот бог считался покровителем дружины великого князя Владимира, воинского братства, и князей.

Перунов цвет может выглядеть сложным ломаным крестом, напоминающим свастику, вращающуюся по солнцу — «посолонь» или против солнца — «противосолонь». Свастика, как солярный знак, использовалась во всех древних культурах, и считались обозначением движения солнца к зиме или лету.

Знак Солнца использовался в украшении крыши дома, так как крыша и всё, что выше потолка, символизировали небо, его располагали там, где сходились скаты, ниже конька. Это было традиционным местом для размещения солнечного (солярного) символа, дающего дому тепло и защиту всем домочадцам.

Причелины были «хлябями небесными», место их соединения – «вершиной неба».

Кони в резьбе – символы солнца, ведь именно они, по легендам, везли Солнце по небу с востока на запад и утром возвращали ночное солнце на восходе.

Солнце в Ведах называется бегуном, быстроногим конём; есть целый гимн, обращенный к нему, как к небесному коню.

Солнце разъезжает по небесному своду на крылатых, пламенно дышащих лошадях; быстро спешит оно вслед за Зарёй и к вечеру спускается в тихие воды океана.

О Сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасётся в вечно цветущих степях небесного пастбища. Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна.

Парные изображения птиц — лебедей, ласточек, уточек говорили о взаимной любви, крепком браке, их изображения были пожеланиями лада в семье.

Немецкие и славянские племена приписывают низведение небесного пламени аисту, из-за его красных ног, и дятлу, из-за красного, как огонь, хохолка. Славяне верят, что дом, на котором аист совьёт своё гнездо, безопасен от громового удара.На чьей соломенной кровле устроит аист (черногуз) своё гнездо, тому хозяину будет во всем удача.

На верхней части наличников, под причелинами – были птицы или крылатые мифологические существа Сирин и Алконост.

У всех народов арийского племени, птица имела общепонятный поэтический образ ветра, облака, молнии и солнечного света. Орёл и сокол считались воплощениями бога-громовника Перуна и позже громовержца Ильи-пророка, поэтому перья птиц в деревянной резьбе украшали знаками Перуна.

Нижний край причелин образовывался волнистыми или зубчатыми линиями. Это традиционная символика воды, в том числе «небесной воды», то есть дождя. Там, где смыкаются причелины, расположено «полотенце» с солярным или громовым знаком.

Традиционные знаки земли в резьбе по дереву, как и в традиционной древнерусской вышивке, изображали в виде ромба, вытянутого по вертикали, или квадрат разделённый на четыре части с точками — это символ засеянного зерном поля, то есть символ плодородия. Точки в данном случае символ семени, запятая означает прорастающее семя. В древнерусской вышивке ромб с точками был символом плода, беременной женщины. В целом символ плодородия земли и людей, весеннего возрождения жизни, развития семени и плода, использовался в домовой резьбе на наличниках, лобовых и разделяющих досках, в отделке дверей. Однако даже чаще его вырезали на предметах домашнего обихода — прялках и в вышивках на ритуальных свадебных полотенцах и на одежде.

Стилизованные изображения женщины – с воздетыми руками, с рогами, на коне, вырезали в верхней части наличника в виде мирового дерева жизни. Это символика богини Макоши – матери всего живого, прародительницы, подательницы жизненных благ, покровительницы женщин.

Древо Жизни, как оберег, изображали на оконных наличниках, входных дверях, на воротах, на домашней утвари — прялках, ткацких станках, деревянной посуде, в вышивках обрядовых полотенец и на одежде, призвание покровительство богини Роженицы и жизни для всего дома.

Мировое древо могло выглядеть действительно как дерево или быть стилизованным почти до неузнаваемости.

Современным людям, желающим отделать свой дом деревянной резьбой в славянских традициях и осознанно использовать древние знаки, принятые в резьбе и росписи, можно рекомендовать:

Для оформления свесов крыши, причелин, подзоров стоит взять волнистые или слабо рельефные контуры, напоминающие волну. Это будут «небесные хляби», символ воды, дождя. Если брать именно сакральное значение, символы должны защитить крышу от протечек и при этом уподобить её небу.

В места соединения причелин (под коньком), на концах причелин, на лобовой доске и фронтоне органично вписываются символы солнца и огня. Заключенный в круг крест или многолучевая звезда с прямыми или изогнутыми лучами.

Наличники, подоконники, «очелья» окон, дверные проёмы можно украсить символами плодородия. Ромб с углубленной серединой или ромбы, образованные пересечением прямых линий,дополняя его элементами растительного орнамента.

На предметах быта, детской мебели (колыбели, кроватке), женской утвари уместен будет знак Макоши или Рожаниц, а также символы плодородия и Солнца.

Термины кровного родства. ВНУК

Фанагорея — «свет, горящий на горе»

Резные символы ушедших времен

Большой интерес вызывают старинные русские избы, которые встречаются в селах. Многим работам более 100 лет. Наличники и ставни – это настоящее «деревянное великолепие». Здесь нет резных домов, похожих друг на друга. На ставнях одной избы представлены два завитка в виде спиралей. Они постепенно переходят в стебли. А венчают их головы сказочных птиц. Ставни другого жилого строения украшают мотивы иконостасов с богатыми растительными орнаментами.

Русалка ассоциировалась с берегиней. Именно этот образ охраняет многие строения и их владельцев. На фронтонах часто резчики выпиливали фамилию хозяина и год постройки. Те узоры, которые присутствуют на наличниках, нетрудно обнаружить в народной вышивке.

В работах русских мастериц навсегда запечатлелись магические заклинания. Прорезной орнамент появился позднее.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.


Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Как овладеть искусством нижегородских мастеров-резчиков

Новичкам следует всегда помнить об особенностях домовой резьбы, характерной для нижегородского края:

  • непрорезной фон;
  • рисунок на одном уровне с деревянным материалом.

Здесь широко применяются различные геометрические фигуры: кружки, треугольники, четырёхугольники и другие. Глухая резьба даёт возможность резчику экспериментировать на деревянных стенах и выполнять масштабные изображения. Могут быть реализованы любые фантазии. Сегодня резные картины создаются в разных стилях.

Рекомендуется начинающему мастеру для начала попробовать вылепить нужный орнамент из глины или пластилина. Это тренировочное упражнение помогает вырабатывать нужное чувство масштаба.


Вариант резного орнамента для оформления дома

После таких практических занятий новичок приобретет уверенность, которая поможет ему работать с деревом. Фасады можно начать вырезать, когда будут приобретены необходимые навыки. Сделайте предметы домашней утвари, которые точно пригодятся в хозяйстве. Мастера, желающие изготовить сложные или многослойные наличники, используют трафареты.

Урало-сибирская

Один из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками этоУрало-сибирская роспись . Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.

Особенности промысла:

  • небольшое количество цветов – лишь один для всей зелени, лишь один для всех цветов, цвета обычно контрастируют фону;
  • традиционно расписывали окрашенную древесину;
  • разметку делали пальцами без эскиза, отпечатывали пятнами главных цветов расположение будущих листьев и бутонов;
  • благодаря двухцветному мазку создавался мягкий переход от цвета к цвету;
  • завершали роспись графичные черные приписки, чтобы все элементы композиции связывались с фоном.

Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются. И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом. Начать можно с декорирования белого подноса урало-сибирскими мотивами, а продолжить, к примеру, расписной книжной полкой.

Предлагаем вашему вниманию фильм об уральской росписи и художнике Надежде Елькиной.

Первые узоры начинающего резчика

Приступать к резьбе деревянных изделий нельзя без знакомства с её техникой. Начинайте с исполнения геометрических узоров. Попрактикуйтесь наносить на поверхность дерева прямые линии, трёхгранные углубления, квадраты, отдельные детали цветка и листьев.

Чтобы тренироваться, нужна заготовка с размерами: 20х70х200 мм. Её строгают с обеих сторон, чтобы подготовить поверхности к резьбе.

Предварительно познакомьтесь с техникой, как работать с ножом-косячком. Держите инструмент правильно – пяткой по направлению к себе. Резак следует брать за рукоятку и полотно режущей части.


Набор ножей для резки по дереву

Из-под пальцев лезвие должно выступать только на 30 или 40 мм. Чтобы не порезаться, оберните часть лезвия, которую держите в руке в процессе работы, изолентой. Косячок ведут по направлению к себе. Нож должен находиться вертикально относительно заготовки.

Мезенская

Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.

Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:

  1. Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
  2. Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
  3. Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
  4. Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
  5. Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
  6. Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
  7. Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью . Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.

Изготовление шаблона

Готовые шаблоны применяются для изготовления наличников. Их можно найти в свободном доступе в интернете. Можно изготовить шаблон самому, если не удалось найти нужный вариант:

  1. Подбираем подходящий рисунок;
  2. На кальку переносим контуры узора. Для этого используйте шариковую ручку или мягкий простой карандаш;

  1. Если нужно увеличить или уменьшить рисунок — воспользуйтесь сеткой. Переносим контуры на кальку. Поле изображения делим на квадраты и каждый нумеруем. На картонном листе или плотной бумаге должно быть столько же квадратов с большими или меньшими размерами. Выбранное изображение нужно перерисовать в новую сетку;
  2. При помощи копировальной бумаги рисунок переносим на деревянную заготовку.

Шаблон можно также сделать с фанеры.

Подготовка к работе

Столярное дело требует не только грамотной подготовки инструментов и материалов, но и соблюдения техники безопасности. От нее зависит охрана здоровья и жизни мастера. Правила безопасности для столярного дела следующие:

  1. Все работы проводятся в помещении с хорошей вентиляцией либо на открытом воздухе.
  2. Обязательное требование — защитные перчатки, респиратор и очки. При работе с инструментом органы зрения и дыхания должны быть защищены от попадания инородных тел.
  3. Все работы желательно проводить в светлое время суток либо при хорошем освещении.

Инструменты и материалы подготавливаются заранее. В число основного инвентаря входят фрезер либо лобзик с набором пилок, ручная или электрическая дрель, набор наждачной бумаги разной зернистости. Резьба по дереву выполняется с использованием лака, кистей разной толщины и формы, набор красок по древесине.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]