Состаривание древесины: цели и методы
Перед изучением вопроса, как состарить дерево, надо узнать, что дает такая операция. Придание ему благородного вида — только одно преимущество, второй плюс — значительное увеличение срока службы изделия. В этом соревновании состаренная древесина выигрывает у «простоватой», причем с большим отрывом. Такие предметы надежнее защищены: как от любой живой угрозы, так и от неблагоприятных условий.
Методов состаривания дерева существует достаточно много: есть простые техники и более сложные. Способы «перевоплощения» делятся на:
- механические;
- термические:
- химические.
Отличаются они конечным результатом. К механической обработке относят браширование и патинирование. Первое — состаривание с помощью жесткой щетки, второе — покраска с последующей шлифовкой. Традиционное термическое «превращение» — обжиг (или обугливание) поверхности пиломатериала паяльной лампой или газовой горелкой. Оригинальное — использование горячего песка.
Химический способ — обработка древесины едкими составами, меняющими цвет ее волокон. Все методы не подразумевают каких-то сложных действий, однако любая из операций требует соблюдения всех правил и следования техники безопасности.
Что такое браширование
Это технология искусственного состаривания древесины. Браширование представляет собой декоративную обработку дерева при помощи жесткой щетки, которая удаляет мягкие волокна и обнажает естественный рисунок твердых волокон. После такого воздействия материал будет иметь рельефную поверхность с явно выраженной структурой годичных колец.
Суть браширования заключается в имитации процесса естественного старения древесины. Весной, когда дерево быстро растет, в его стволе формируется много мягких, рыхлых волокон. После спила именно они подвержены быстрому истиранию, выветриванию. Твердые кольца, нарастающие летом и осенью, более прочные, стойкие к действию повреждающих факторов. Мягкие волокна легко убираются щеткой, в итоге поверхность древесины обретает тот рельеф, который присущ старому материалу.
При проведении браширования глубина обработки и степень удаления мягких тканей может варьироваться. Щетка способна проникать на 0,5-3 мм и даже более. Обычно самую глубокую обработку проводят для придания древесине эффекта сильного состаривания. Оптимальным считается браширование на 0,5-1 мм, которое обеспечивает изделию легкий налет винтажности.
Обработка, покраска, патинирование
Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.
Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.
Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков
При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком, а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.
При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400–800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.
Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.
Браширование древесины – это ее искусственное состаривание
, производимое тщательно, кропотливо и порой отнимающее не мало времени, сил. Но глядя на конечный результат, можно с уверенностью заявить — оно того стоит. Это именно тот случай, когда «старость» приносит необыкновенную радость и перевоплощение! Создает уют, комфорт, гармонию с природой.
Приобретение старинных вещей, мебели, кухонной утвари, отделку под старину, антиквариата, рам для зеркал и картин, всегда было делом дорогостоящим и затратным. Так просто взять и купить столик прошлого столетия, детскую колыбель, стулья и прочее, могли только коллекционеры, знаменитости и состоятельные люди, заплатив огромные суммы денег.
Но сменяются годы, меняются технологии, неизменной осталась тяга к старинным принадлежностям и аксессуарам. Теперь каждый желающий может позволить себе роскошь жить в старорусском тереме, с потрескавшимися, на вид ветхими от старости и выгоревшими от солнца стенами, и балками, мебелью тех времен, деревянными лавками и обеденным столом из натурального состарившегося дерева. И все это благодаря процессу браширования древесины
.
Мы постоянно испытываем тягу к чему-то новому, наблюдая за природными, естественным путем, протекающими процессами старения древесины, к наглядному конечному результату, востребованности к таким предметам, люди решили добиться более быстрого процесса угасания жизни дерева и изобрели собственную технологию искусственного состаривания с довольно коротким сроком времени.
Фото 1. Обычная древесина планкена из лиственницы
Фото 2. Состаренная древесина планкена сорт ВС (С)
Фото 3. Грунтовка с пигментом на брашированную лиственницу
Фото 4. Финишная покраска брашированной древесины планкена лаком
Итак, для чего нужна брашировка древесины
В настоящее время – это модный тренд, с массой последователей, с неподдельной завистью и желанием иметь такие вещи у себя в домах. Дизайнеры – это те представители, которые не ограничивают свои фантазии и задумки в определенных рамках. Они создают шедевры искусств, своим видом напоминающие экзотические сорта деревьев, стоящие баснословных вложений, а на самом деле это вполне доступные и обычные материалы, для любого желающего их купить.
Технологии браширования древесины подвластны любые превращения и цвета от темного шоколада до серо – зеленых
, словно покрытых пылью и плесенью от старости и времени, с видимыми прожилками и трещинами, грубо отесанными, со сколами или изъеденными ходами от жуков, с золотым теснением или серебрением, с заметными древесными порами и даже имитацией паутины, любые тона и расцветки.
Особенности и преимущества браширования
Браширование (от англ. brush – щетка) по своей сути является ничем иным как структурированием древесины путем дополнительной грубой обработки. Последняя заключается в удалении мягких волокон с поверхности материала, дополнительную фактуру приобретают годовые кольца. Название техника получила из-за того, что для придания нужной структуры древесине используются щетки.
Схожий эффект состаривания наблюдается у технологии пескоструйной обработки древесины, когда мягкие волокна удаляются мощным песчаным потоком. В отличие от брашированной, обработанная пескоструйным методом древесина получается более гладкой.
Виды браширования напрямую влияют на то, какие именно щетки используются:
- Глубокое – используются щетки с толстой металлической щетиной.
- Легкое – создается при помощи щеток с синтетической жесткой щетиной.
Браширование древесины осуществимо своими руками, чаще всего этот метод используют при небольших объемах работ, поскольку он достаточно трудоемкий и продолжительный. Брашировка массивных элементов (паркета, лестниц, крупных досок) чаще всего производится в заводских условиях, где используются специальные станки со сменными щетками, а процесс максимально автоматизирован.
Способов браширования несколько, но самыми востребованными являются следующие:
- Ручной – используются щетки и абразивные материалы. Ручная обработка представляет большую декоративную ценность, но более трудоемкая, подойдет для небольших элементов.
- Электромеханический – используется угловая шлифовальная или брашировальная машинка для соответствующих материалов, а также подходящие насадки для дрели или болгарки.
Естественное старение древесины – процесс длительный. Под действием внешних факторов (ультрафиолет, температурные перепады, осадки, ветер) происходит износ ствола дерева. Поверхность буквально крошится, на своем месте остаются только самые твердые волокна. Декоративный эффект присутствует, но в ходе естественных процессов материал теряет свои основные свойства: становится менее прочным, подвержен разрушению, гниению.
К преимуществам браширования древесины следует отнести:
- Улучшение изначальных свойств древесины. Материал становится более крепким, менее рыхлым, устойчивым к воздействию внешних факторов, плесени, грибкам.
- Высокие декоративные качества, основанные на заметном контрасте и яркости фактуры после удаления мягкого слоя волокон. Подобные материалы и элементы декора универсальны, вписываются практически в любой интерьер, делают его более солидным, эксклюзивным.
- Большой выбор древесины для последующей обработки.
- Тонирование древесины может осуществляться сразу несколькими цветами. Например, основа прокрашивается в светлый оттенок, а поры в контрастный темный или яркий.
Единственным недостатком брашированной древесины можно считать сложность обработки, процесс отнимет много сил и времени.
Кстати! После брашировки деревянную поверхность можно покрыть лаком, морилкой, воском, промаслить или тонировать с помощью пропиток. Декоративное покрытие необходимо, чтобы подчеркнуть текстуру изделия, без этого дерево будет выглядеть недостаточно выразительным.
Возможностей применения брашированного дерева множество, тем более, готовому изделию можно придать практически любой вид, отталкиваясь от общего стиля интерьера. Это может быть монотонный или комбинированный цвет, эффект пыльной или заплесневелой поверхности, имитация сколов, трещин, тиснение золотом или серебром.
План работы
В первую очередь нужно составить эскизы, по которым будет собираться деревянная мебель своими руками. Чертежи должны содержать все необходимые размеры будущих конструкций.
Желательно схематично нарисовать и расположение предметов в интерьере. Если предполагается сборка сложных конструкций, эскизы можно составить в нескольких проекциях. После составления схемы нужно начать подготовку материала.
Деревянная мебель, своими руками сделанная, должна выглядеть аккуратно. Поэтому следует предварительно обработать все детали, участки их соединения. Места стыковок и размеры должны быть точными и соответствовать друг другу.
Фиксацию элементов можно осуществлять с помощью металлических уголков.Очень ответственным моментом считается декоративная обработка предметов. Здесь нужно быть предельно аккуратным. Специалисты рекомендуют сначала потренироваться на образцах, отчертив границы предполагаемой резьбы.
Существует несколько способов искусственного состаривания
Механическая обработка
Весь процесс состоит из:
- предварительная обработка верхнего слоя металлическими щетками;
- шлифовка крупнозернистой шкуркой или полимерной абразивной щеткой;
- путем нанесения красящих составов или морилки, чтобы завершить вид состаренного дерева;
- покрытие лаком в несколько слоев, причем перед каждым новым слоем обязательная шлифовка мелкой наждачной бумагой.
Работа выполняется вручную или с использованием электрической дрели, щёточного фрезера, станка с различными приспособлениями, в виде щеток: алюминиевой, из стали и меди, а также синтетическими щетинами для полировки и шлифовки поверхности.
Виды браширования
Существует два способа выполнения работы, которые имеют разный результат:
- Механический. Представляет собой классический вариант технологии, когда древесину обрабатывают жесткой щеткой, а затем окрашивают и полируют. Готовая поверхность получается рельефной.
- Химический. Подразумевает обработку дерева специальными составами (кислотами или щелочами), разъедающими мягкие волокна. Рельефность готовой доски будет менее выраженной.
Некоторые мастера применяют комбинированный метод браширования. Сначала химическим способом производят черновую обработку древесины, убирая значительную часть мягких волокон. Потом выполняют финишную отделку механическим путем, завершая процесс браширования.
По глубине (степени) обработки брашированная древесина может быть такой:
- Структурированная. Подобная обработка является поверхностной, она предназначена для подчеркивания годовых колец и натурального вида дерева.
- Сильно структурированная. Браширование создает глубокие борозды вдоль естественных древесных линий.
- Ретро. Имеет среднюю глубину обработки, сочетается с окрашиванием специальными составами, придает «внешность» долго использующегося материала.
- Ретро 3D. Позволяет получить сильно состаренный материал с резко подчеркнутыми сучками, неровными фасками.
READ Геометрическая резьба по дереву для чайников
Метод браширования древесины при помощи металлической щетки
Самый простой метод искусственного состаривания дерева, заключается в использовании металлической или нейлоновой щетки.
Алгоритм действий следующий:
- Доска или планка обрабатывается металлической щеткой вдоль расположения волокон, если этого правила не соблюдать, на поверхности будет много царапин и нужного эффекта декоративности не получится.
- Волокна нужно убрать на 1-1,5 мм, если необходимо достичь более глубокого эффекта состаривания, можно углубить до 3 мм.
- После этого поверхность обрабатывается шкуркой до состояния гладкости, сначала используется грубая, а в завершение мелкая.
- Для браширования древесины с целью получения различной структурности выбирают несколько видов металлических щеток. Значение имеет толщина проволоки.
Чтобы ускорить обработку, ручную щетку можно заменить специальными шлифовальными дисками. Внешне они мало отличаются. Процедура ускоряется посредством УШМ. Насадка крепится на болгарку. Также для получения различных результатов выбирается толщина проволоки.
Лучшего эффекта искусственного состаривания и большей декоративности можно достичь, используя щетки-насадки с тонкой проволокой. В таком случае одновременно происходит процесс легкого шлифования, поверхность получается гладкой, напоминающей лакированную.
Метод предварительного обжига или опаливания
Способ также предусматривает использование металлической щетки или болгарки с проволочной насадкой. Сделать такое браширование древесины — нехитрый процесс.
Посредством газовой горелки поверхность дерева обжигается.- Затем обрабатывается болгаркой, оснащенной металлическим диском-щеткой.
- Обрабатывать дерево также важно вдоль расположения волокон, варьируя глубину проникновения.
- Предварительное опаливание позволяет прижечь наружный мягкий слой и одновременно тонировать древесину.
На этом процесс декоративной обработки не заканчивается. Далее в ход идут морилка и лаки. В зависимости от того, какой цвет необходимо придать изделию, используют цветную морилку. Обработка также не сложный процесс. Водную морилку можно использовать в чистом виде, тогда цвет будет более насыщенным, если этого не нужно, ее разводят водой. Раствор наносится тонким слоем щеткой для окрашивания, при необходимости — в несколько слоев. Если необходимо сохранить натуральный оттенок, применяется морилка в цвет древесины. После высыхания состава дерево покрывается бесцветным или цветным лаком.
Советы по изгибанию пиломатериалов с использованием гидротермической подготовки
- Очень тщательно подбирайте по качеству заготовки для гнутья. Лучше не использовать материал с трещинами, сучками (даже живыми и сросшимися), наклоном волокон. Если вариантов для этого нет, то ориентируйте деталь в гнутарном приспособлении (станок или шаблон) так, чтобы дефекты попадали в зону вогнутого радиуса, а не в зону растяжения на наружном радиусе. Отдайте предпочтение методу изгибания с шиной.
- При подборе заготовки обязательно нужно предусмотреть изменение размера детали после формования. Например, на 30 процентов уменьшаться может толщина хвойного бруска, если выполняется гнутьё с прессованием.
- Даже если вы планируете обширную финишную обработку – не оставляйте слишком много материала. Чем тоньше заготовка, тем легче она гнётся без разрушения.
- Если объём работ небольшой, то лучше не выпиливать заготовки, а накалывать их из чурок. Так удаётся избежать среза волокон и, как следствие – брака при изгибании.
- Для гнутья желательно использовать пиломатериал с естественной влажностью. Если применять сухие заготовки, то предпочтение стоит отдать тем, что не обрабатывались в сушильной камере, а вялились под навесом — атмосферным способом.
- После пропаривания работайте с размягчённой древесиной очень быстро, так как лигнин начинает отвердевать практически сразу, особенно в самых уязвимых наружных слоях массива древесины. Обычно нужно ориентироваться на запас времени от получаса до 40 минут, поэтому нет смысла делать крупные камеры, если весь материал из которых вы попросту не успеете установить в шаблоны.
- Располагайте материал в пропарочной камере так, чтобы именно поверхности, обращённые к внешнему радиусу, беспрепятственно попадали под струи пара.
- Чтобы сэкономить время, многие столяры отказываются от применения шаблонов со струбцинами. Вместо этого они используют на шаблонах металлические скобы и клинья, либо столбики-ограничители.
- Имейте ввиду, что изогнутый брусок или рейка всё-равно стремиться к распрямлению. И это распрямление всегда происходит на несколько процентов. Поэтому когда требуется высокая точность в изготовлении детали, необходимо провести испытания и на основе полученных результатов подкорректировать форму шаблона (уменьшить радиус).
- После остывания детали в форме дайте ей ещё постоять. Некоторые опытные мебельщики предпочитают сделать выдержку в 5-7 дней. Шину, как правило, на всё это время оставляют закреплённой на детали.
Изгибание деревянной заготовки по шаблону
Использование приспособлений для изгиба дерева
Методы состаривания дерева
Искусственное состаривание дерева активно применяется дизайнерами в создании уникальных интерьерных проектов. Объясняется такая популярность просто: древесина сохраняет все свои физические характеристики, при этом приобретает новый, эффектный и самобытный вид.
Существует три метода состаривания древесины:
- Механический – деревянная поверхность либо обрабатывается щеткой из металла, в результате чего снимается мягкий верхний слой, а фактура становится рельефной (брашировка); либо наносятся тонирующие составы с последующей шлифовкой доски (патинирование). Часто оба способа комбинируют для получения более выразительной фактуры и цвета дерева.
- Химический – на поверхность наносится специальный состав на основе щелочи или нашатырного спирта, меняющий цвет верхних слоев древесины лиственных пород.
- Термический – слабый обжиг древесины любого вида горелкой с последующей шлифовкой металлической щеткой и тонированием.
Для браширования подходят твердые породы древесины – дуб, орех, почти все хвойные. Патинирование используется преимущественно на дереве со слабовыраженной фактурой – бук, вишня, клен.
Несмотря на сложность, технология браширования древесины сегодня является одной из самых популярных среди всех видов декоративной обработки. Она используется при изготовлении стилизованной под старину мебели, паркета, настенных и потолочных панелей, дверей, лестниц, настилов. Подобная декоративная отделка уместна в интерьере квартир, кафе, магазинов, галерей, студий. Состаренное дерево добавляет любой обстановке выразительности, намекает на «историчность» места.
Ручные приспособления
Самым простым считается топор. С его использованием можно расколоть дерево, обтесать, разрубить.
Плотницкий топор должен быть правильно заточен. Если фаска у инструмента будет иметь вогнутую форму, то он будет отскакивать от материала, снижая, таким образом, качество работы.Шпунтубель используется при выборке на кромках пазов.Торцовый рубанок нужен для обработки соответственно торцовых элементов. Горбач (вид рубанка) используется при работе с фигурными (овальными, цилиндрическими, выпуклыми, вогнутыми и прочими) поверхностями.Штап применяется при изготовлении желобов разного радиуса и размера.Фуганок нужен для строгания и выравнивания большой поверхности.Набор стамесок используется для художественной резьбы.
Прямой стамеской пользуются для зачистки фона, “косячком” – для выполнения геометрических узоров. Для создания необходимого рельефа применяется клюкарза. Чтобы сделать объемные элементы и прорезать контуры, пользуются ножиками-косяками.
Основные этапы браширования деревянных заготовок
В целом технология браширования доступная, выполнить сможет каждый, кто умеет пользоваться столярным инструментом. Залогом качественной работы является правильный выбор древесины и наличие необходимого инструмента.
Производственный процесс браширования дерева состоит из следующих этапов:
- Начальный этап – зачистка. Подсушенное дерево подвергается очистке щёткой по металлу. Для снятия верхнего слоя с мягкими волокнами подойдёт также крупнозернистая наждачная бумага.
- Шлифование – выполняется с помощью полимерной щётки или другого абразива с целью удаления отслоённых волокон. С такой задачей справится также крупнозернистая наждачная бумага, если предварительно использовалась металлическая щётка.
- Покрытие древесной поверхности, прошедшей обработку, морилкой или другими красителями, которые помогут выделить структуру дерева.
- Полировка – выполняется специальным ворсовым диском или самой мелкой наждачной бумагой.
- Покрытие лаком – проводится неоднократно. Каждый новый слой наносится после полной просушки предыдущего. Количество прослоек определяется цветовым фактором. Для получения красивого насыщенного тона рекомендуется покрыть поверхность не менее 3-4 раз.
С помощью ручной обработки эффект старины получается высокого качества. Щётки разной жёсткости снимают последовательно волокна до того момента, пока не получится красивый рисунок древесной структуры.Для начала стоит подготовить инструмент и материалы. Помимо самого дерева понадобятся:
• наждачная бумага разной степени зернистости;
• комплект щёток для браширования;
• морилка (для получения красивого оттенка нужно использовать несколько цветов покрытия);
• прозрачный лак, предназначенный для деревянной поверхности.
Этапы браширования ручным методом:
• сбрызнуть водой дерево для снижения образования пыли в воздухе;
• размеренными движениями, двигаясь по направлению вдоль волокон, начать зачистку поверхности самой грубой щёткой (интенсивность работы подбирается индивидуально в зависимости от породы дерева);
• снова распылить немного воды и повторить обработку, но уже синтетической щёткой;
• если волокна плохо отделяются от основы дерева, необходимо провести обжиг поверхности с последующей зачисткой щёткой средней жёсткости;
• провести шлифовку с помощью мягкой щетины или самой мелкой наждачной бумаги;
• нанести на древесину морилку щедрым слоем, удалив сразу излишки;
• повторить окрашивание с помощью того же тона или более насыщенного (это поможет получить разнооттеночную поверхность);
• просушить дерево;
• нанести защитный слой, используя прозрачный лак (для создания выразительной текстуры и надёжной защиты рекомендуется повторить 1-2 раза обработку лаком).
Снизить трудоёмкость процесса поможет использование специальных химических веществ (кислот, щёлочи и др.). Но агрессивная среда сильно разрушает древесину, получить желаемый эффект не всегда удаётся, особенно, если ранее не было опыта применения химикатов. Поэтому при попытке впервые создать брашированную поверхность рекомендуется выбирать ручной метод.
Сфера применения технологии структурирования дерева
Метод структурирования очень популярен при изготовлении предметов интерьера и элементов помещения. Такие деревянные изделия станут оригинальным дополнением классических и винтажных интерьеров. Кроме того, преимущество технологии браширования – это возможность самостоятельного создания эксклюзивных вещей. Помимо этого, данный метод относится к категории простых процессов, доступных каждому.
Брашированной доской оформляют камины, полки, колонны, стеновые панели, а также состаренное дерево используют в качестве потолочных балок. Данный материал создает неповторимый антураж гостиным и холлам, залам кафе и ресторанов. Дизайн интерьера наполняется аристократизмом и роскошью, а также состаренное дерево создает тепло и уют в помещении.
Несложная в исполнении техника браширования позволяет превратить рядовой интерьер в элитный, дорогой и стильный
Стильно и утонченно смотрится деревянная мебель с применением брашированных элементов. Искусственное старение и патинирование дерева своими руками позволяет изготовить абсолютно любую мебель: шкафы, комоды, колки, кровати. Использование в дизайне мебели и интерьера брашированных элементов не имеет ограничений и запретов – все зависит от вашей фантазии и креатива.
Особенности работы с напольными покрытиями
Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.
Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.
Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5–0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.
Общие сведения
Изготовление деревянной мебели своими руками вполне может превратиться в творческое хобби.
Получившиеся в результате работы шедевры смогут занять достойное место в квартире или на даче. Созданная деревянная мебель своими руками может стать и прекрасным подарком. Конструирование предметов для себя считается больше творческим процессом, нежели технологической операцией.
Деревянная мебель, своими руками изготовленная, – это не только предмет гордости хозяина жилища. Из простых брусков и досок можно сконструировать множество необходимых вещей: от табуретки до кровати или шкафа. Самое главное – это то, что сделанные самостоятельно предметы прекрасно впишутся в существующий интерьер.
Немаловажно и то, что изготовленная мебель будет эксклюзивной. Ведь в ее создании будут использоваться собственные схемы. Ну и кроме прочего, в процессе изготовления можно попрактиковаться в столярном деле.
Правила отделки дерева таким образом
Если браширование будет делаться в домашних условиях, то важно все делать по инструкции, таким образом можно быть уверенным, что результат будет качественным.
Если не следовать советам, то древесина просто испортится.
На предварительной работе важно знать влажности дерева. Если очень сухая поверхность, тогда ее увлажняют из разбрызгивателя. Если же наоборот, влажная, то ее нужно немного высушить.
Не подходят для браширования такие материалы как клен, бук, ольха, потому что их структура почти не видна. Такая технология на этих деревьях не получится привлекательной, потому что волокна не дают эффекта слоев.
Отличным вариантом будут деревья, в которых структура состоит из многих слоев и имеет неповторимый узор: кедр, лиственница, ель, сосна, дуб.
Не подходит такая обработка для тропических деревьев, у них нет годовых колец, это зависит от климата, в котором они растут.
Если говорить о твердости и мягкости древесины, то технология проводится на разных по твердости деревьях.
Можно также делать под старину фанеру, плит из нее, шпон, таким образом получая более красивый рельеф на основании.
Для проведения состаривания нужно иметь определенные инструменты. Дома часто используют простые инструменты, они имеют низкую цену и их можно купить в любом магазине по ремонту.
Если будет делаться механический вариант обработки, тогда нужно иметь щетку с щетиной из металла (сталь, латунь). Она отлично очищает мягкий слой волокон с основания, а вот твердые слои не затрагиваются.
Во время покупки щетки нужно обратить внимание на:
- Торец. Нужно чтобы он был широкий, в форме валика. Таким образом отделка будет одинаковая по всей поверхности.
- Толщина щетины. Она должна быть тоньше в 10 раз по сравнению с мягким слоем волокон древесины, поэтому такой параметр выбирают в соответствии с сортом дерева.
- Форма ворса. Лучше брать прямую щетину, чем закрученную. Если был куплен второй вариант, то можно самому обрезать закрученные кончики.
- Уровень жесткости. Если щетина короткая, тогда жесткость будет сильнее. В самом начале, при базовой отделке нужно использовать более жесткие инструменты.
С помощью щетки можно убрать большинство мягкого слоя. Далее используют инструменты для удаления шершавости на поверхности, для этого подойдут щетки из нейлона с пудрой из абразива.
Цена таких инструментов не маленькая, поэтому вместо них используют мелкозернистую наждачку. Это не лучший вариант, но, если нет другого выбора, можно сделать и так.
Для чистовой полировки дерева подойдут сизалевые или шерстяные щетки.
Из ручных приспособлений нужно иметь:
- Стамеска. С ее помощью получаются глубокие бороздочки, если это нужно сделать. Также можно сделать специальные трещинки, разные узоры и разрывы.
- Крупно зерновая наждачная бумага. Применяется для максимального подчеркивания натуральной структуры материала. Во время отделки наждачку водят вдоль волосков.
Если нужно выполнить большое количество работы, то лучше вместо ручных приспособлений применять электрические. Для этого отлично подходит определенная машинка для состаривания, в которой можно выбирать разную скорость. Кроме этого можно брать дрель, болгарку со специальной насадкой.
После отделки материала инструментами переходим к чистовой отделке – нанесение на основание ЛКМ, тоника, морилки для улучшения внешнего декоративного вида.
Тонирование дает контрастность узора, фактуры материала. Для этой процедуры нужно иметь кисть или губку.
Самый простой вариант – это окраска с помощью морилки, она быстро пропитывает древесину в мягком слое, а в твердом – более медленно. Наносят большое количество, а потом лишнее сразу убирают, чтобы получились на поверхности светлые части.
Очень красиво выглядит дерево, пропитанное морилкой под золото или серебро, такое покрытие очень красиво блестят в солнечных лучах.
Кроме этого используют такие хитрости:
- Впадины красят более темными цветами, а верх – светлыми тонами.
- Верхний ярус покрывается темными тонами, а углубления – светлыми тонами.
- Патинирование – окраска трещин максимально темным тоном.
Во время тонирования важно следить за волокнами. Если они сильно торчат на основании, тогда нужно отшлифовать поверхность мелкозернистой наждачной бумагой.
Сухую древесину нужно окрасить еще лаковым средством, чтобы внешний вид долго оставался привлекательным и были хорошие свойства у поверхности.
Такая технология дает возможность получить оригинальную внешность любому деревянному изделию. Кроме этого, самостоятельное браширование может сделать любой, при этом можно хорошо сэкономить на разных типах работах (дизайн, ремонт).
Консольный столик
Для изготовления этого предмета нужна фанера, толщина которой 1 см. Торцы листа целесообразно сразу обклеить самоклеящейся пленкой.Прогладить узкие полосы можно плоским тяжелым предметом (старым утюгом, к примеру). Перед началом работ фанеру следует тщательно отшлифовать.
Ее поверхность должна быть гладкой и ровной. Дрелью далее нужно просверлить отверстия на участках соединения. В них будут вкручиваться саморезы.
Столик будет состоять из 3-х широких частей, составленных в форме буквы “П”. Для большей устойчивости к каждому элементу следует прикрутить по 2 узкие доски. Для лучшей стыковки от краев фанеры следует отступить по два-три сантиметра.
С боковых сторон приклеивается тонкая узкая рейка. Она скроет участки стыков. Для фиксации подойдет ПВА или простой столярный клей.На нижней стороне столешницы следует закрепить подготовленные предварительно металлические уголки.
Они фиксируются на саморезы. Смазав участки соединения клеем, следует приложить столешницу к опорам и стянуть обе стороны под прямым углом. Для большего удобства внизу к ножкам прикручиваются ролики.
По форме колесика следует просверлить отверстие. Ролик фиксируется болтиками, которые, как правило, присутствуют в комплекте. Здесь следует постараться зафиксировать элементы на одном уровне.
Качество древесины
Для браширования берут мягкое, но прочное дерево, с хорошей структурой. Бук, вишня, береза не годятся для структурирования.
Сосна, ель, лиственница, орех и дуб — подходящий выбор для всех техник искусственного состаривания (за исключения дуба — он плохо поддается обжигу, но отлично тонируется). Сосна является самым доступным материалом — из нее часто делают рамки, шкатулки, щиты.
Доски и деревянные изделия для брашировки должны быть сухими (подсушены промышленным способом до 10-12%). Простая обрезная доска не подойдет, так как влага будет месяцами и годами испаряться и скажется на внешнем виде обработанной поверхности (доску может «повести», со временем она искривится).
Браширование древесины своими руками: как осуществляется процесс
В данном случае дерево обрабатывается при помощи особых щеток, которые имеют прочную (чаще всего металлическую) щетину. Смысл производимых действий сводится к тому, чтобы стали заметны годовые кольца на дереве. Это делает поверхность визуально рельефной.
Происхождение термина связано с английским словом brush – щетка. Многим известен такой инструмент, как кордщетка. Именно она подойдет для брашированиия древесины.
В настоящее время полностью ручная обработка дерева щетками встречается все реже. Гораздо чаще применяются автоматические устройства. Более того, существуют даже специальные крупногабаритные станки, оснащенные соответствующими ворсистыми частями. С их помощью можно быстро обрабатывать большую поверхность.
Браширование идеально подойдет для работы с лиственницей, сосной, елью, ольхой и дубом. Иными словами, речь идет о твердых сортах дерева.
Не рекомендуется брошюрование дерева для таких пород, как груша, клен, тик, бук и вишня.
Освоить процесс браширования древесины своими руками не так сложно. Для начала потребуется набор необходимых инструментов:
- Щетка (с металлической либо иной плотной щетиной)
- Краска (один или несколько оттенков)
- Растворитель
- Поверхность для проверки (своего рода “палитра”)
Совет:
Еще до начала работы подумайте, в какой цветовой гамме должна предстать в итоге древесина. В зависимости от пожеланий можно обеспечить максимально натуральные оттенки, приближенные к цвету самого дерева, либо же создать видимость, что древесина была окрашена, но краска частично сошла от времени. Здесь также уместно задуматься, нет ли необходимости «вписать» предмет интерьера в общую цветовую гамму помещения, сделать похожим на какие-то другие элементы декора и т.п.
Когда все готово, время почувствовать себя художником и немного поработать кистью!
- Обезжирьте древесину
- Тщательно подобранный оттенок краски набирайте кистью в достаточном количестве, излишки можно устранить ветошью.
- Проверьте цвет и визуальный эффект на “палитре”. Если все хорошо, можно продолжать.
- Начинайте кистью наносить краску на деревянную поверхность, совершая движения строго вдоль волокон древесины. Рекомендуется при этом идти в одном направлении, без реверсных движений и повторов, однако это не столь обязательно. Во время работы не стоит давить на кисть – щетинки не должны подворачиваться или сминаться.
- Когда все готово, простой дайте изделию высохнуть.
Браширование дерева своими руками завершено!
Совет:
При проверке на “палитре” стоит уделять внимание тому, насколько «состаривается» поверхность. В идеале каждая щетинка кисти должна оставлять свой собственный заметный след, а все вместе такие следы не должны сливаться. В итоге получается неравномерное окрашивание – заметен как первоначальный тон дерева, так и вновь нанесенный цвет.
Максимум усилий направляйте на обработку выступающих частей изделия – тщательно пройдитесь по ребрам, углам и т.д. Это создаст иллюзию 3d эффекта и подчеркнет рельефность, что всегда выглядит выигрышно.
Бонсай в горшочке
Предлагаем еще один способ того, как легко сделать искусственное дерево бонсай своими руками. Алгоритм работы прост:
- Подбираем емкость. Идеально подойдет керамический цветочный горшок с отверстиями для слива воды.
- Наполняем горшок грунтом. Землю не стоит набирать во дворе. Лучше не экономить и купить готовую смесь в цветочном магазине. Для чего это нужно, если дерево все же искусственное? Сверху мы будем наращивать мох или газон, поэтому хорошая почва необходима.
- Для ствола декоративного деревца подбираем веточку, достаточно толстую, причудливо изогнутую, чтобы напоминала раскидистое растение.
- На ветки деревянного каркаса крепим декор. Его можно изготовить из матовой бумаги, ткани, атласных лент или любого материала. Чем оригинальнее декор, тем эффектнее конечный результат.
- В грунт высаживаем газонную смесь, обильно поливаем ее ежедневно. Пройдет совсем немного времени, и под оригинальным деревцем раскинется по-летнему яркий и сочный газон.
Комбинируя природные и синтетические материалы, можно достичь в искусстве бонсай небывалых результатов, превратив любимое хобби в успешный бизнес.
Другие оригинальные методы состаривания
Естественно, на этом список ответов на вопрос, как состарить дерево, не заканчивается, поскольку свою лепту внесли представители творческих профессий, связанных с произведениями искусства. Один из известных способов уже был рассмотрен: это патинирование, позволяющее придать изделиям вид под старину. Однако существуют другие варианты — как простые, так и сложные. В этом случае эффект достигается экспериментами с декоративным покрытием, а не с древесиной: она остается в «первозданном виде».
Кракле (кракелюр)
Это самый эффектный способ, позволяющий получить не только «древнее» дерево, но и изменить до неузнаваемости любой материал. Кракле — метод создания паутинки из трещинок на поверхности предметов. Набор для такого творчества довольно скромен. В него входит клей ПВА, краски двух оттенков (акриловые или фасадные) и строительный фен. Существует специальный лак (грунт, паста) для кракелюра, но здесь речь пойдет только о народном рецепте паутинки.
- Сначала поверхность покрывают краской темного оттенка, потом ждут ее полного высыхания.
- Наносят следующий слой: на этот раз это ПВА, причем его должно быть много. Но нужно выполнить одно условие слой обязан быть густым, но равномерным.
- Чтобы ускорить процесс, клей обрабатывают феном, чтобы на поверхности образовалась тонкая подсохшая пленка. Полная просушка на этом этапе не только не требуется: она вредна, потому что не даст добиться необходимого эффекта.
После получения корочки ПВА на поверхность наносят слой более светлой краски, которую также оставляют сохнуть самостоятельно. Потом снова наносят клей толстым слоем. Последний этап — сушка поверхности до тех пор, пока пленка ПВА не начнет трескаться. Таким образом на поверхности начнет появляться паутинка, являющаяся лучшим доказательством возраста изделия.
Если для предметов не используются традиционные «деревянные цвета», то можно поменять оттенки местами: сначала нанести светлую краску, а затем темный состав (контрастный).
Сухая кисть
Этот метод придуман художниками, но сейчас его активно используют декораторы, успешно применяющие сухой вариант для «принудительного» состаривания изделий из древесины. Для работы требуется минимальный набор — краска, широкая, но тонкая кисть из синтетики и листы плотной бумаги, которая необходима для избавления ее от излишков смеси.
- Кистью набирают небольшое количество краски, потом проводят ей по бумаге, пока инструмент не начнет оставлять на листе тонкие линии.
- Потом кистью рисуют полосы вдоль роста волокон. Здесь порядок тоже противопоказан: лучший результат гарантируют беспорядочные движения.
Надо отметить, что операция «Сухая кисть» оптимальна для состаривания мебели или иных изделий с выпуклыми элементами.
Лессировка
Это нанесение двух или более слоев краски, первая из которых более яркая, а последующие — полупрозрачные. Плюс способа — получение неоднородной, переливчатой, изменчивой поверхности. Для такого состаривания можно использовать различные виды красок. Самым большим ассортиментом цветов отличаются акриловые составы, чуть скромнее акварели и масло. На роль «декоратора» подходит даже крепкая заварка. Обрабатывать можно любую древесину. Для лессировки используют либо губку, либо синтетическую кисть.
Первый слой наносят неравномерно, стараясь добиться естественного оттенка древесины. Если этого сделать не получилось, то добавляют еще один тонкий слой. После завершения операции изделие оставляют для полного высыхания. Когда наносят несколько тонов, то они создают интересный эффект просвечивания.
Набрызг
Это капельки, которыми состаривают изделие хаотичным образом. Так создается образ старинной вещи, прошедшей через десятилетия.
Набрызг приятно смотрится, рельефный на ощупь. Оставляет впечатление старины, изделие с таким декором привносит в дом уют. Для обработки понадобятся: жесткая кисть или зубная щетка, краски, стакан с водой.
Технология состаривания древесины:
- Смочить кисть и набрать на нее немного краски.
- Провести тестовый набрызг на белой поверхности, чтоб определить размер капель. Для этого надо провести пальцем или зубочисткой по ворсу кисти.
- Если кисть широкая, то по ней можно просто постучать и капли упадут.
- Изделие должно размещаться на бумаге, которую потом можно выкинуть, чтобы не испортить стол.
- Обрызгать изделие, дождаться полного высыхания.
- Покрыть лаком. Если есть желание добиться трехмерного эффекта старины, капли разбрызгивают вторым слоем поверх лака. Они будут смотреться не так ярко, но получится состарить двойным слоем капель.
Набрызг сочетают с другими техниками при состаривании.
Создаем бонсай
Традиция создавать бонсай родилась в Древнем Китае более двух тысяч лет тому назад. Название «бонсай» пишут двумя иероглифами, которые означают «плошка» и «дерево». Позже, уже в Японии, необычный способ получил активное развитие, вознесся в ранг изящного искусства.
Именно японцы довели метод до совершенства, создав особую систему канонов, предложив правила экспозиции. Миниатюрные деревья – эстетическое наслаждение для людей-перфекционистов.
Многие утверждают, что глядя на изящный бонсай, их охватывает необыкновенное чувство спокойствия, умиротворения, тревоги уходят прочь, словно по волшебству. Украсьте мир вокруг себя, попробуйте свои силы в создании удивительной красоты изделий.
Хотите создать дома роскошный сад в миниатюре, который не требует специального ухода? Тогда интересный мастер-класс поможет новичкам в создании дерева бонсай своими руками.
Пошаговая инструкция:
- Подбираем материалы для работы. Потребуются любые дары щедрой природы: причудливо изогнутые веточки, коряги, ветки можжевельника, ели или сосны, мох, ягель.
- Консервируем веточки. Для обработки подготовим специальный раствор, состоящий из спирта денатурированного, ацетона, глицерина. Все берем в точной пропорции 1:1:2.
Важно: Раствор для консервации природных материалов следует хранить в плотно закрытой емкости, так как он имеет ярко выраженный химический запах.
- Изначально веточки промываем под холодной водой, тщательно очистив от пыли, грязи, затем помещаем их в раствор на срок не менее недели.
- Далее декоративный материал просушиваем, по необходимости окрашиваем. Раскроем небольшой секрет: перед окрашиванием нужно окунуть веточки в горячий парафин, обработка поможет равномерному нанесению краски на поверхность.
- Приступаем к изготовлению декоративного дерева бонсай. Обрежем веточки до нужной длины, аккуратно приклеиваем каждую к основе. Чтобы конструкция не рассыпалась, примотаем отдельные элементы проволокой, после склеивания ее можно удалить.
- Отдельные участки декорируем мхом, ягелем, белым песочком или декоративными камушками. В работе обязательно обозначим центр тяжести конструкции, чтобы придать поделке большей устойчивости.
После окончания кропотливой работы взору откроется уникальная живая композиция. Бонсай в эко-стиле будет долго радовать взор, остается лишь изредка смахивать пыль с изящного творения.