Бакелитовая фанера: описание, применение, преимущества и недостатки


Бакелитовая – морская или бакетализированная – фанера – это композитный строительный материал. Он представляет собой жесткие плиты, состоящие из нескольких слоев деревянного шпона, пропитанного специальными фенолформальдегидными смолами.

По плотности и свойствам этот полимерный состав похож на янтарь или эбонит. Фанера производится путем скрепления слоев шпона под высоким давлением. Готовый материал имеет высокую прочность, влагоотталкивающие качества, проявляет отличную износостойкость.

Это позволяет применять его в различных отраслях промышленности.

Марки и разновидности

В производстве бакелитовой фанеры используется шпон березы или сосны. В зависимости от состава смол и способов пропитки, выделяют несколько видов маркируемого готового материала:

  1. ФБС. Связующие смолы имеют спирторастворимые основания. Пропитка проводится методом полного погружения. Верхние слои – из шпона первого сорта. Фанера очень прочна.
  2. ФБС-1. Спирторастворимые смолы наносятся на листы шпона, содержание бакелита в толще фанеры меньше. Характеристики прочности такого материала тоже ниже.
  3. ФБС-1-А. У фанеры этой марки промазывается смолами часть листов, используется шпон только второго сорта. Наименее прочный материал.
  4. ФБВ. В составе фанеры присутствуют формальдегидные смолы на водорастворимой основе. Верхние слои пропитываются ими полностью, внутренние только промазываются. Такая фанера требует дополнительного покрытия при использовании на внешних поверхностях.
  5. ФБВ-1. Материал состоит из промазанных водорастворимыми смолами листов шпона. Не отличается высокой влагостойкостью, подходит только для внутренней отделки.

Для улучшения влагостойкости, биостойкости, и чтобы оградить от воздействия химических агентов, поверхность бакелитовой фанеры ламинируют с одной или обеих сторон. Полотно становится гладким. У разновидности «гладь-сетка» одна сторона имеет рифленую поверхность. Она используется там, где необходим противоскользящий эффект.

Технические характеристики

Бакелитизированная фанера имеет характерный темный красновато-коричневый оттенок. Готовый материал должен соответствовать стандартам ГОСТа 11539-83. Его сорт и марка впрессовываются производителем на листы вместе с логотипом.

Стандартные размеры листов бакелитовой фанеры:

  • 5770×1250 мм;
  • 2850×1250 мм;
  • 2500×1250 мм;
  • 2440×1220 мм;
  • 1500×3000 мм

Толщина плит составляет от 4 до 30 мм.

Плотность 1 м³ материала – около 1200 кг. Вес одного листа зависит от толщины плит: 7-миллиметровой – около 25 кг, 27-миллиметровой – почти 85 кг.

  • Прочность фанеры на статический изгиб: 78,5 МПа.
  • Предельная прочность на растяжение: около 73,5 МПа.
  • По прочности материал превышает самую плотную древесину, приближаясь к низколегированной стали.

Бакелитовая фанера проявляет хорошую огнестойкость: она выдерживает температуру до +350 °C, не поддерживает открытое горение, обугливаясь под воздействием пламени.

Материал устойчив к коррозии, не гниет, не деформируется, не вступает в реакцию с агрессивными химическими веществами, обладает диэлектрическим свойством.

Эксплуатироваться бакелитовая фанера может при окружающей температуре от –50 до +50 °C. Технические свойства материал сохраняет до 15 лет.

Преимущества и недостатки

Бакелитовый композит имеет множество преимуществ перед другими строительными и отделочными материалами, сочетая свойства натуральной древесины и высокопрочного пластика:

  • универсальность: из-за высокой прочности, водостойкости и огнеупорности может применяться во многих отраслях производства;
  • в ходе эксплуатации не повреждается вредными химическими соединениями: щелочами, горюче-смазочными материалами, керосином, спиртом;
  • экологическую безопасность: не выделяет в воздух токсичных примесей, может использоваться во внутренней отделке жилых помещений;
  • эстетичность, фанера не требует дополнительной отделки, за исключением особых случаев;
  • намного легче стали и других, сходных по прочности и износостойкости материалов.

Недостатков у бакелитовой фанеры немного, и все они относительны. К ним относятся:

  • большой удельный вес, по сравнению с другими композитами, содержащими древесину. Мебель и отделка из нее будут давить на опоры – это надо учитывать при использовании;
  • высокая цена – главный недостаток. Стоимость одного тонкого листа сорта ФБС-1 составляет не менее 2300 рублей, ФБС – от 3500 рублей и выше. Такие виды работ с его применением, как одноразовая опалубка, становятся просто нецелесообразными.

Этапы и особенности производства

Впервые бакелит стал применяться в производстве в первой половине XX века. Этот полимер, изобретенный американским химиком Хендриком Бакеландом, содержал формальдегид, фенол и связующий щелочной компонент.

Полимер прочно связывался с древесиной, придавая ей необходимые прочность, влагостойкость, способность противостоять открытому огню и другие ценные качества.

Структура волокон настолько менялась в одном составе с лаком, что готовый материал предлагали выделить в отдельный вид – дельта-древесину.

Производство бакелитовой фанеры включает несколько этапов:

  • погружение подготовленного шпона в емкости со смолой или промазывание пластификатором с обеих его сторон;
  • укладка пропитанных листов в стопку таким образом, что волокна каждого слоя оказываются перпендикулярны друг другу;
  • прессовка в камерах при температуре +270 °C под давлением в 4 МПа;
  • охлаждение;
  • дополнительная обработка поверхностей: шлифовка, ламинирование;
  • раскройка и нарезка плит по заданным параметрам.

Применение

Физико-технические параметры бакетализированной фанеры исключительные. Сфера ее применения широка:

  1. Строительная отрасль. Из материала возводят плавучие доки, шлюзы, гидрозатворы, используют его для многоразовой опалубки, стеновых перегородок, навесов. Из бакелитовой фанеры возводят легкие постройки, кладовые, садовые домики. В регионах с теплым климатом из нее строят стены жилых домов. Возможно применение для внутренней отделки жилых помещений – потолков, стен и пола. Бакелитовый материал – оправданный выбор в жарком влажном климате, в регионах с частыми осадками и большими сезонными перепадами температур.
  2. Машиностроение и автомобилестроение. Из плит сооружают кабины, фургоны, полы, используют для внутренней обшивки салонов авто, различных механизмов.
  3. Кораблестроение. Не зря этот вид фанеры называют еще и морским. Бакелит, которым пропитывается шпон, выдерживает длительное воздействие соленой и пресной водой. Материал применяют для обшивки палуб судов, постройки лодок и легких катеров.
  4. Фанера хорошо подходит для изготовления стендов, декораций, технических моделей, различных наглядных пособий.

От чего зависит цена

Стоимость готового материала складывается из многих параметров. Среди них:

  1. Марка фанеры. Спирторастворимые смолы, применяемые в сортах ФБС, стоят дороже. Высоко ценится и березовый шпон в составе плит. Дешевле остальных обойдутся сорта ФБС-1-А и ФБВ-1, где применяют древесину второго сорта, промазывая, а не пропитывая её бакелитом.
  2. Формат листов. От толщины и размера стоимость фанеры зависит напрямую. Дороже обойдутся полотна в 27, 30 мм, имеющие такие параметры.
  3. Страна-производитель. Материал российского производства будет отличаться по цене от китайской, максимально удешевленной фанеры.
РазмерЦена за лист (руб.)
2440х1220х72085 — 2710
2440х1220х102975 — 3840
2440х1220х123570 — 4590
2440х1220х154465 — 5680
2440х1220х185360 — 6780
2440х1220х216250 — 7910

Расчет конечной стоимости необходимо делать с учетом требуемых качеств материала. Для внутренней отделки стен комнат могут подойти тонкие листы с умеренной влагостойкостью и устойчивостью к ударным нагрузкам. Для наружных работ или самостоятельной постройки лодки лучше предпочесть высококачественные толстые плиты, чтобы обеспечить максимальный срок эксплуатации.

Бакелитовая фанера: описание, характеристики, свойства и применение

Бакелитовая фанера также называется бакелизированной или морской. Прочный материал отличается многослойной структурой. Основным сырьем для ее производства служит древесина березы. Слои или шпон этого дерева прочно скрепляется между собой смолами и последующей термической обработкой. Морская фанера отличается такими свойствами, как надежность, высокая прочность и износостойкость.

Особые свойства бакелитовая фанера приобретает в результате обработки бакелитовым лаком, от которого и получила свое название. «Морская» фанера может переносить температуры от +50 до -50 градусов, при этом она не подвержена плесени или грибкам.

Также ее можно использовать даже в тропическом климате с высоким уровнем влажности. При этом срок ее полезной эксплуатации составляет от 15 лет и более. Подробно о этом типе фанеры будет изложено далее.

В статье подробно рассказано о материале и его сферах применения, добавлена пара полезных видеороликов по теме, а также вниманию читателя предложен интересный материал для скачивания.


Что такое бакелитовая фанера.

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком. Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Вывод

Бакелитовая фанера, как мы выяснили, обладает высокими эксплуатационными качествами, благодаря чему может применяться в наиболее ответственных конструкциях. Единственное, следует учитывать, что многие ее качества зависят от типа клеящего состава и особенностей обработки. Поэтому к выбору материала необходимо подходить грамотно.

Получить дополнительную информацию можно из видео в этой статье. Если какие-либо ваши вопросы после прочтения материала остались без ответа, вы можете задать их в комментариях.

Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение

Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.

Фанера, которую часто называют «морской», может эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +50 С ⁰. Она не гниет, не поражается грибками и бактериями, что позволяет применять ее в странах с жарким климатом (тропиках и субтропиках) и в прибрежных зонах. Продолжительность эксплуатации – около 15 лет.

Современная промышленность выпускает две марки бакелитовой фанеры: ФБС и ФБВ, изготовленную на основе смол водорастворимого типа. В свою очередь, они также делятся на несколько основных видов: ФБС, ФБС – 1, ФБС – 1А, ФБВ, ФБВ -1.

При этом буква «А» в маркировке материала обозначает возможность его использования для производства внутренних работ, «В» — содержание в составе фанеры водорастворимых смол, «С» — спирторастворимых.

Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.

Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:

МаркаОписаниеВарианты использования
ФБСВсе слои шпона пропитаны смолой спирторастворимого типа на основе фенолформальдегида. На изготовление наружных слоев идет шпон 1 сорта, внутренних — 2-го. Имеет высокую прочность. Не горюча.Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство. Внутренние работы.
ФБС-1Прочность материала – более низкая. Нанесение смолы производится на все слои шпона методом промазывания.Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство.Внутренние работы.
ФБС -1АСпирторастворимой смолой промазываются все слои шпона, кроме поперечных. Полностью изготовлена из шпона 2 сорта. Имеет самую низкую цену и слабую стойкость к сложным метеоусловиям.Внутренние работы.
ФБВВодорастворимая смола пропитывает внешние слои шпона, внутренние – только промазываются.Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
ФБВ -1Все слои шпона промазываются формальдегидной смолой водорастворимого типа.Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.

Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична.

Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка).

Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.

Фото бакелитовой фанеры

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.

Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.

К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость.
  • Долговечность.
  • Не подверженность расслаиванию в процессе эксплуатации.
  • Огнеупорность. При значительном превышении температуры (до 350 С⁰) она обугливается и не поддерживает горение. При этом дым, возникающий в процессе тления, не имеет выраженного удушающего и токсического действия.
  • Хорошая сопротивляемость бактериологическому и химическому воздействию (не боится керосина, морской воды, слабых кислот, щелочей, бензина, не повреждается грибком и плесенью).
  • Экологическая безопасность.

То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Этот полимер стал первым пластиком, способным эксплуатироваться при высокой температуре. Кроме того, он имел диэлектрические свойства и не растворялся в воде. Затем бакелит стал использоваться в качестве одного из основных компонентов для производства фанеры особого сорта. На ее изготовление шел шпон березы, пропитываемый или промазываемый фенолформальдегидными смолами.

Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от сорта и марки конечного продукта шпон полностью погружается в смолу или смазывается ей с обеих сторон.
  • Слои шпона укладываются перпендикулярно по отношению друг к другу и подвергаются прессовке при давлении до 4 мПа.
  • Находясь под давлением в прессе, фанера охлаждается до нужной температуры, после чего, при необходимости, проходит дополнительную обработку (ламинирование, шлифование и т.д.) и раскраивается по заданным стандартам.

Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:

  • Строительство. Из нее изготавливают плавучие доки, гидрозатворы и шлюзы, делают опалубку многоразового использования, а также навесы, перегородки и другие малые и большие архитектурные формы в сочетании с другими видами фанеры, например с гибкой или шпонированной.
  • Автомобилестроение. Этот материал используется для обшивки полов транспортных средств различного назначения, из него делают фургоны авто и т.д.
  • Строительство судов. Она идет на обшивку палуб и изготовление морских контейнеров.
  • Машиностроение. Из фанеры данного типа изготавливают внутренние части различных механизированных конструкций.

Что такое фанера бакелитовая

Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал.

Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком).

От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.

Производство и маркировка бакелитовой фанеры

Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:

  1. пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
  2. прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
  3. покрытие готовых листов бакелитовым лаком.

На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.

Маркировка отражает следующие моменты:

  • * Ф – фанера;
  • * Б – бакелитовое покрытие;
  • * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
  • * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
  • * 1 – пропитаны все слои шпона;
  • * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
  • * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.

Марки бакелизированнои фанеры

Марки фанерыХарактеристика маркиОбласть применения
ФБСНаружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наноситсяДля изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях
ФБС1На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
ФБВНаружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наноситсяДля изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобиле­строении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями
ФБВ1На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смолаДля изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях
ФБС-АНа наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
ФБС1 — АНа наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегиднаяДля изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении

Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.

Свойства фанеры с бакелитовым покрытием

Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:

  • плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
  • высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
  • отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
  • температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
  • не подвергается коррозии и появлению грибка;
  • благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
  • экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.

Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.

Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры

Наименование показателяТолщина фанеры, ммЗначение для марок
ФБС повышенной прочностиФБСФБВ, ФБС-АФБС1, ФБВ1, ФБС1-А
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее5;7888878,559
10; 1273,573,5
14;16;1868,568,5
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее
поперёк волокон наружных слоев778,578,563,5
10;128078,568,5
14; 16; 189088,278,5
вдоль волокон наружных слоев10; 12117,5117,510888
14;16;181081089878,5
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее5-181,761,761,471,47
4. Влажность, %5-76 + 2
10-188 + 2
5. Плотность кг/м2, не более5-181200

Применение бакелизированной фанеры во время войны

Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны.

В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой.

Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.

Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.

Введение

Фанера — это многослойный материал, который изготавливается из шпона. Количество слоев шпона всегда нечетное, то есть существует трехслойная, пятислойная и многослойная. Встречается фанера, у которой может быть 23 слоя. Для максимизации прочности всегда слои располагаются перпендикулярно, хотя, конечно, могут встретиться варианты и с параллельным расположением, но это очень редкий случай и его принимать не стоит во внимание. Фанера отличается своей прочностью от других древесных плит, например ДСП .

Обрабатывается и распиливается фанера без применения каких-либо специальных промышленных инструментов, можно использовать даже обыкновенный бытовой электролобзик и простые пилки по дереву.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]