Бакелитовая фанера (бакелизированная): другое название — корабельная, судостроительная, палубная — что это такое, отличия ФБС от ФБВ, характеристики, размеры, фото


Бакелитовая фанера также называется бакелизированной или морской. Прочный материал отличается многослойной структурой. Основным сырьем для ее производства служит древесина березы. Слои или шпон этого дерева прочно скрепляется между собой смолами и последующей термической обработкой. Морская фанера отличается такими свойствами, как надежность, высокая прочность и износостойкость.

Особые свойства бакелитовая фанера приобретает в результате обработки бакелитовым лаком, от которого и получила свое название. «Морская» фанера может переносить температуры от +50 до -50 градусов, при этом она не подвержена плесени или грибкам. Также ее можно использовать даже в тропическом климате с высоким уровнем влажности. При этом срок ее полезной эксплуатации составляет от 15 лет и более. Подробно о этом типе фанеры будет изложено далее. В статье подробно рассказано о материале и его сферах применения, добавлена пара полезных видеороликов по теме, а также вниманию читателя предложен интересный материал для скачивания.

Что такое бакелитовая фанера.

Что такое бакелитовая фанера?

Этот материал принято относить к универсальным, поскольку область его использования не ограничивается только строительными работами. Такая фанера имеет несколько обиходных названий – «авиационная», «финская», «корабельная» или «палубная», «дельта-древесина».
Характеристики этой разновидности близки к параметрам низколегированной стали. Такие качества достигаются за счет особой технологии изготовления, которая включает пропитку специальными спирто- и водорастворимыми смолами. Получаемое покрытие отличается твердостью, а визуально напоминает пластмассовую или карболитовую продукцию.

Бакелизированные плиты (ФБ) производятся на основе березового шпона, как и другие марки фанеры, но обладают наилучшими эксплуатационными свойствами.


Комбинация лущенного березового шпона с бакелитовыми лаками и смолами дает материал с высочайшими эксплуатационными характеристиками

Особенности материала:

  • Водостойкость. Исключение составляют варианты, изготавливаемые с применением клея на водной основе.
  • Неподверженность влиянию микроорганизмов. Обработка полностью исключает угрозу появления плесени, грибка и насекомых.
  • Износостойкость. В совокупности с высокой прочностью получаемая обшивка способна противостоять постоянному серьезному механическому воздействию и выдерживать резкие температурные колебания в диапазоне от -50 до +50 градусов.

Такие параметры позволяют длительно использовать продукцию в различных агрессивных условиях без потери свойств.

На заметку! Вследствие высокой цены плиты редко встречаются в магазинах и доставляются преимущественно на заказ.

Виды фанеры

Существует семь основных типов фанеры:

  • Фанера ФК – это влагостойкий вид, для склеивания листов шпона применяется карбамидная смола. Такая фанера предназначена для использования внутри помещений.
  • Фанера ФКМ – имеет повышенную водостойкость, изготавливается на основе меламиновых смол. Этот вид фанеры уникален, так как для его изготовления используются экологические чистые меламиновые смолы. За счет своих экологических характеристик фанера используется в мебельном производстве. Кроме этого, фанера ФКМ применяется для внутренних отделочных работ.
  • Фанера ФСФ – листы шпона склеивают между собой за счет фенольной смолы. Данный тип фанеры также обладает повышенной водостойкостью. Обычно используется для выполнения наружных отделочных работ.
  • Ламинированная фанера содержит в своей основе фанеру ФСФ, которая покрывается с обеих сторон специальной пленкой. Фанера ламинированная применяется для изготовления опалубки. Данный вид может быть использован многократно.
  • Бакелизированная фанера – для склеивания листов шпона используется бакелитовая смола. Данный вид фанеры применяется в агрессивном климате, морской воде, агрессивных средах, иногда для выполнения монолитных работ.
  • Фанера Морская – аналог бакелизированной, но менее прочная. Изготавливается из зарубежных пород древесины.
  • Фанера Гибкая – зарубежный вариант. Отличительной особенностью является возможность хорошо изгибаться в поперечном и продольном направлениях.

READ Что такое ЛДСП и где применяют этот материал

В зависимости от вида механической обработки поверхности фанера может быть трех видов: нешлифованная, шлифованная с двух или одной стороны.


Использование для опалубки.

Фанера – изделие, которое изготавливается на основе различных пород древесины. Это может быть: береза, осина, хвоя, тополь. Комбинированной называется фанера, которая включает в себя несколько видов древесного материала.

Вопрос эксперту

Из какого материала делают бакелитовую фанеру?

Фанера березовая – очень прочный вид. Это определяется высокими физико-химическими показателями березы плюс многослойная структура. Хвойная фанера изготавливается из сосны, что обеспечивает показатели прочности при относительно невысоком весе. Данный вид успешно используется в строительстве домов. Качество фанеры зависит от ряда показателей.

Основным является класс эмиссии свободного формальдегида (E1-E2). Качество продукта также обеспечивается такими показателями как: предел прочности при скалывании, растяжение образцов, статический изгиб, структура, цвет сучков, наличие дефектов, содержание влаги. Сорт фанеры обуславливается количеством сучков на 1 м.кв. Фанера может быть четырех сортов.

Строительная и бакелитовая фанера

Наиболее популярным типом является строительные фанерные листы, при изготовлении которых используются сосна и лиственница. Толщина такой плиты составляет 2-4 мм. Существуют комбинированные варианты, для производства которых применяются два различных вида дерева. Изделия, в основе которых лежит использование хвойного шпона, делятся на 6 типов. Они используются как при наружных, так и при внутренних строительных работах.

Интересно почитать: древесина бальзамической пихты.

Комбинированная фанера представлена в большом ассортименте. В длину такие листы могут иметь почти до 2,5 м, ширина же может составлять 1,20 м. толщина фанерных листов колеблется от 0,8 до 3 см. Существует и фанера, для производства которой используется ольха. Такой представитель хвойных лесов применяется гораздо реже, однако обладает более высоким качеством.


Влагостойкая прочна бакелитовая фанера.

Бакелитовая фанера состоит из березового шпона, в качестве пропитки используется фенолформальдегидная смола. Наружный слой такого изделия может быть пропитан спирторастворимым составом. Фанера такого вида характеризуется высокой прочностью, способна выдержать большие нагрузки, поэтому ее использование не ограничивается только внутренними работами, она применяется в судостроении, строительстве, авиастроении и др. толщина такого изделия 0,5-1,8 см, длина 7,70-1,5 м, ширина – 1,55-1,2м.

Фанера для облицовки имеет в своей структуре лущеный шпон. В таком случае одна сторона или сразу обе имеют отшлифованную поверхность, что дает возможность использовать ее при чистовых работах. Клей при этом может быть на основе фенолформальдегида или же карбамидформальдегида. Облицовочная фанера представлена в двух сортах.

Для внутренней и внешней отделки стен бакелитовая фанера крепится к заранее оштукатуренным, бетонным основаниям с помощью различных мастик, например, дефинольной. Чтобы обеспечить более длительную эксплуатацию листов фанеры, их покрывают сверху специальными лаками или водостойкими пропитками. Прежде, чем приступить к данной процедуре, все имеющиеся стыки перекрывают тонкими брусьями, а неровности и трещины грунтуют. Такой способ обработки помогает защитить изделие из дерева, а также стены под ним.

Часто задаваемые вопросы

Какие температуры выдерживает бакелитовая фанера?

Может эксплуатироваться при температурах от -50 до +50 градусов.

Какой срок службы бакелитовой фанеры?

Срок эксплуатации — до 15 лет.

Какая бакелитовая фанера считается браком?

Браком считается бакелитовая фанера с непромазанными и непропитанными местами, пузырями, недопрессовкой, расслоениями.

Производство материала

Изготовление фанеры осуществляется с учетом требований ГОСТа 11539-83.

Описание технологии:

  1. Березовые бревна поступают на завод. На предварительном этапе сырье подвергается очистке от коры и сучков, после чего распиливается до нужного размера.
  2. Получившиеся фрагменты хорошо вымачиваются и поставляются на оборудование по лущению древесины.


    Схема получения лущеного шпона

  3. Пласты шпона перемещаются на линию, где осуществляется нанесение клея. Для работы используются водо- или спирторастворимые крезолоформальдегидные или фенолформальдегидные смолы.
  4. Процесс отделки шпона различается в зависимости от изготавливаемой марки. Для достижения нужных характеристик древесный срез может пропитываться выбранным составом или промазываться. Структура получаемой плиты состоит из нечетного количества слоев, для внутреннего пласта допускается использование полос шпона шириной 20 или 40 см.
  5. Сформированная панель подается под пресс, где подвергается воздействию температуры +270 градусов и давления 6 атмосфер. В результате происходит пластификация клеящего состава, что обеспечивает надежное сцепление.

Именно конечный этап технологического процесса позволяет получить высококачественный материал. Учитывается, что изготовитель обязательно должен снабжать продукцию нужными обозначениями и проводить сертификацию.

Что это за материал?

У бакелитовой фанеры множество других названий: морская, корабельная, судовая, бакелизированная, древесно-слоистый пластик, дельта-древесина, ДСП-10. Она относится к композитным материалам и представляет собой жесткие плиты на основе нескольких слоев деревянного шпона с пропиткой фенолформальдегидными смолами. За счет такого состава фанера получается настолько плотной и прочной, что по свойствам напоминает янтарь или эбонит.

Важно! Бакелитовая фанера совершенно не боится влаги и буквально отталкивает ее, при этом ее срок эксплуатации в сложных условиях составляет не менее 10-15 лет.

ДСП-10 изготавливают из соснового или березового шпона – тонких древесных пластин, которые пропитывают бакелитовым лаком (фенолформальдегидной смолой) или спиртовым раствором крезолоформальдегидной смолы (реже). При температуре около +270 градусов под давлением в 607,95 кПа (6 атм.) полосы шпона укладывают перпендикулярно друг к другу, спрессовывают в единое целое и получают листы фанеры.

После остывания ДСП-10 еще раз обрабатывают лаком, чтобы придать дополнительные влагоотталкивающие свойства. Некоторые марки материала шлифуют и ламинируют.

От чего зависит цена

Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.

Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:

  • Марку (т.к. применяются разные виды смол);
  • Надежность используемого в производстве шпона, и его обработки;
  • Толщину листа фанеры и формат: чем больше, тем дороже.

Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.

Ламинированная фанера.

Ламинированная фанера 1 сорт

Для строительных монолитных работ широко распространяется применение ламинированной фанеры – тёмно коричневая однотонная фанера повышенной водостойкости, покрытая плёнкой с двух сторон. Так же, благодаря своему водостойкому и износостойкому качеству фанера широко применяется в транспортном машиностроении и для строения уличных сооружений. Благодаря своему длительному сроку службы часто ламинированную фанеру используют при сооружении детских и спортивных уличных площадок.

Ламинированная фанера бывает гладкая с двух сторон и с сеткой. Сетчатую поверхность часто используют для настила пола в транспорте, именно поэтому такую фанеру ещё называют транспортной фанерой.

Требования

При производстве морской фанеры необходимо учитывать некоторые важные требования, предъявляемые к качеству материала. Их можно найти в британском стандарте British Standard 1088/66. А также все они закреплены и в отечественном документе ГОСТ 11539-83 от 1985 года.

В стандарте предусмотрено несколько отдельных марок корабельной фанеры.

  • ФБВ. Этот вид представляет собой листы, для пропитки и склеивания которых используют специальные водорастворимые составы. Чаще всего это фенолформальдегидная смола. Но при этом она наносится лишь на наружные части материала.
  • ФБВ1. Такой тип схож с предыдущим. Однако здесь фенолформальдегидная смола наносится как на наружные, так и на внутренние стороны.
  • ФБС. Данная марка морской фанеры склеивается при помощи спирторастворимой фенолформальдегидной смолы. Такой пропиткой обрабатывают только внешние части.
  • ФБС1. Марка этого типа обрабатывается спирторастворимыми веществами с обеих сторон.

Корабельную фанеру можно разделить на 2 крупные группы – это классическая и неклассическая марки. К этим видам предъявляются разные требования. Так, первый вариант изготавливается из особого шпона окуме. Изделия отличаются относительно маленькой массой, высоким уровнем гибкости и долговечностью.

Классическая разновидность имеет ламинированную поверхность, обработанную водостойкими составами. Нередко материал используется в сочетании с эпоксидной смолой и стекловолокном. Данная фанера по своей прочности сравнима с углеродными изделиями. Она отличается особыми декоративными свойствами, что обуславливает ее высокую стоимость.

Чаще ее используют при строительстве палубы для яхт, обычных лодок.

Неклассическая фанера производится из различных лиственных пород дерева, в том числе из бука, березы, тополя. Иногда используются кедр и сосна. Эта фанера может быть комбинированного типа. В этом случае верхний слой изделий делают из специального лущеного шпона, а внутреннюю часть уже изготавливают из лиственной древесины.

Такую разновидность не следует использовать для конструкционных задач – чаще всего ее применяют для внутренней отделки помещений или производства мебели.

Стоимость таких материалов будет немного ниже по сравнению с предыдущим вариантом.

Кроме вышеперечисленных требований, существуют и другие важные нюансы, которые стоит учитывать при изготовлении и монтаже материалов. Наружные слои листов могут изготавливаться только из цельных полос шпона. Во внутренней структуре допустимы сращивания разных элементов между собой. При этом ширина каждой полосы должна быть не менее 400 мм для марки ФБС или 200 мм для всех остальных разновидностей.

При этом продольные ряды внутреннего сращивания не должны совпадать. Только в этом случае изделие будет максимально прочным и твердым. Внешняя поверхность фанеры не должна иметь участки, не покрытые прозрачными лаками и другими специальными составами.

На поверхности листа не должно иметься даже мелких пузырей и непропрессованных зон. Запрещены и нахлесты или неровности с высотой более 1 миллиметра. Все листы могут обрезаться только под прямым углом. При этом отклонение на погонный метр должно составлять не более 2-х миллиметров.

Торцы всех листов должны быть тщательно обработаны.

На моделях марки ФБС концы обрабатываются дополнительным слоем бакелитового состава. На образцах марки ФБВ они покрываются специальной защитной эмалью.

Исторический пролог

Само изобретение принадлежит отечественному химику и изобретателю Якову Давидовичу Аврасину, который в 40 годах 20 века, используя формальдегидные смолы, предал фанере те качества, которые позволили сооружать самолеты из этого материала. Необходимость изобретения была вызвана острой нехваткой в легких авиационных сплавах.

Идею подхватил и реализовал Владимир Петрович Горбунов, известный отечественный авиастроитель.

Сам процесс происходил следующим образом:

  • Березовый или сосновый шпон после изготовления пропитывали смолами либо крезолоформальдегидными, либо фенолформальдегидными;
  • После этого осуществлялось термическое прессование с применением высокого давления (270 градусов Цельсия, давления в 6 атмосфер);
  • Итог: на выходе имеем прочную слоенку, сравнимую со сталью по прочности, несколько тяжелее дерева, но и прочнее его.

Интересно знать! Одно время шли научные споры, о выделении этого материала в самостоятельную группу материалов, было придумано даже отдельное название для него – дельта-древесина. Однако, по сути, бакелитовый «слоеный пирог» оставался все равно фанерой, хоть и активно применялся в авиастроении, особенно в Японии. Легенды о фанерных самолетах летчиков-камикадзе до сих пор живы.

От истории к современности

В настоящее время авиация оставила за собой этот материал только в так называемой малой авиации. Акцент применения сместился с авиастроения в кораблестроение. И хотя понятно, что никто не будет делать корпуса океанских лайнеров из этого материала, но для катеров, лодок, яхт бакелированная фанера вполне подойдет.

Несколько слов о технологии:

  • При проведении многочисленных экспериментов было замечено, что березовый шпон намного превосходит шпон хвойных пород по способности пропитываться специальными пропитками (в данном случае бакелитовым лаком);

К сведению! Лаки настолько плотно входили в состав древесины, что делали структуру шпона практически однородной, это и послужило причиной объявить о дельта-древесине.

  • Во всем остальном технология практически не изменилась. Перпендикулярно расположенные волокна соседних слоев после пропитки помещаются в камеру, где в условиях повышенной температуры и давления происходит прессовка материала.

Касаемо свойств

Как и каждый материал, фанера имеет свои стандарты, по ним определяется качество продукции и возможность его использования в современной промышленности. Все особенности бакелитовой слоенки можно найти в ГОСТ 11539 83 на бакелизированную фанеру.

Поговорим об этом чуть подробнее:

  1. Водостойкость . Это свойство достигается за счет все тех же специальных пропиток или лаков. Материалу не страшна ни пресная, ни соленая вода;

Обратите внимание! Способность материала стойко переносить соли морской воды, как в принципе и некоторые кислоты, выделило ее в ряд морских, существует еще одно народное название этой слоенки – «морская фанера».

  1. Пожаростойкость . Изделия из такого материала не горят. При температуре в 350 градусов Цельсия, фанера начинает обугливаться и не поддерживает активного горения. Дым, который выделяется при этом процессе, не оказывает выраженного удушающего воздействия;
  2. Не подвержен гниению или грибку . В принципе этим все и сказано, в дополнительных защитах и пропитках фанера не нуждается, нет необходимости и в ламинировании;
  3. Термостойкость . Материал прекрасно себя чувствует при резких сменах температур в диапазоне 100 градусов Цельсия. Изделия из него могут выдержать резкий перепад температур от -50, до +50 градусов Цельсия;
  4. Прочность . За счет различного расположения волокон шпона материал обладает хорошей прочностью и способен противодействовать значительным нагрузкам как прямого, так и бокового направления.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Этот полимер стал первым пластиком, способным эксплуатироваться при высокой температуре. Кроме того, он имел диэлектрические свойства и не растворялся в воде. Затем бакелит стал использоваться в качестве одного из основных компонентов для производства фанеры особого сорта. На ее изготовление шел шпон березы, пропитываемый или промазываемый фенолформальдегидными смолами.

Морская фанера: ключевые свойства и нормативные требования

В этой статье нам предстоит познакомиться с материалом, обладающим довольно необычными для продукта переработки древесины характеристиками. Мы узнаем, что представляет собой влагостойкая морская фанера, как и из чего она изготавливается. Кроме того, нам предстоит изучить стандарт, регламентирующий требования к ее производству.

Что это такое

Итак, морская фанера — что это такое? Это слоистая структура из шпона с меняющимся от слоя к слою направлением волокон. В качестве пропитки и материала для склейки использован бакелитовый лак.

Обратите внимание: более правильное название материала, под которым он фигурирует в прайс-листах поставщиков — бакелизированная (бакелитовая) фанера.

История материала началась незадолго до Великой Отечественной войны. Советский Союз активно перевооружался; дефицит легких алюминиевых и магниевых сплавов породил необходимость в сопоставимом с ними по механическим свойствам, но более доступном материале. Технология его производства была разработана химиком Я.Д. Аврасиным и тут же внедрена авиастроителем В.П. Горбуновым.

На тот момент она выглядела так:

  • Шпон склеивался в листы значительной площади;
  • Они пропитывались бакелитовым лаком — продуктом конденсации фенолов и формальдегидов в щелочной среде;
  • Стопка нужной толщины помещалась под пресс с прогреваемыми паром плитами для просушки.

Полученный слоистый пирог мало уступал прочностью стали, при этом был гораздо легче и не боялся влаги. Очень быстро из авиастроения бакелитовая фанера распространилась в другую отрасль промышленности — изготовление маломерных судов; чуть позже она стала применяться и в строительстве.

Сейчас в продаже можно встретить две основных категории фанеры:

  1. Морская фанера Керуинг и Окуме производится из шпона одноименных экзотических тропических пород, отличается огромным сроком службы и высочайшей механической прочностью. Именно ее чаще всего используют при строительстве лодок и яхт. Однако она производится исключительно за рубежом, поэтому цена материала делает ее довольно накладным приобретением;
  2. Отечественная версия производится из березового шпона и стоит примерно вдвое дешевле.

Материал отечественного производства.

Свойства

Вот свойства бакелитовой фанеры, сделавшие ее столь востребованной в судостроении:

  • Водостойкость. Она переносит длительный контакт с пресной и соленой водой; при этом минимальный срок службы в самых экстремальных условиях оценивается в 15 лет;

Каяк с фанерным корпусом.

  • Огнестойкость. Она не горит; материал лишь начинает обугливаться с выделением небольшого количества малотоксичного дыма при достижении 350 градусов;
  • Прочность. Как уже говорилось, она мало уступает стальному листу аналогичной толщины;

Любопытно: при резке бакелитовой фанеры своими руками, без электроинструмента используйте ножовку по металлу. Эта инструкция связана именно с прочностью материала: пила, предназначенная для дерева, оставит на заготовке лишь мелкие царапины.

  • Стойкость к любым видам плесени и грибка.

Плотность материала составляет примерно 1150 — 1200 кг/м3. Бакелит — единственный вид фанеры, который тонет в воде.

Нормативные требования

Они содержатся в британском стандарте BritishStandard 1088/66 и в отечественном ГОСТ 11539-83, принятом в 1985 году. Со вторым документом нам предстоит познакомиться поближе.

Марки

Стандартом предусмотрены следующие марки:

МаркаОсобенности
ФБСВ роли клея и пропитки используется спирторастворимая фенолформальдегидная смола. Наружные слои пропитываются ей; на внутренние она наносится
ФБС1Спирторастворимая смола наносится на наружные и внутренние слои
ФБВДля пропитки и склеивания применяется водорастворимая фенолформальдегидная смола; при этом наружные слои пропитываются ей, а на внутренние она наносится
ФБВ1Водорастворимая смола наносится и на наружные, и на внутренние слои

Важно: для палубных конструкций и корпусов лодок и катеров используется только марка ФБС.

Срез листа марки ФБС.

Размеры

ГОСТ предусматривает производство бакелитовой фанеры следующих размеров:

  • Длина — 1500, 4400, 4900, 5600, 5700, 7700 мм;
  • Ширина — 1250, 1500, 1550 мм;
  • Толщина — 5, 7, 10, 12, 14, 16 и 18 мм.

Преимущества и недостатки

Бакелитовая фанераимеет неоспоримые плюсы:

  1. Сравнима по плотности с керамзитобетоном и щебнем (1200 кг/м 2 ).
  2. Выдерживает воздействие высоких температур до 350 ⁰C, а при достижении этого порога подвергается обугливанию, но не воспламеняется. При этом нормальный диапазон температур для этого вида фанеры составляет от -50 ⁰C до +50 ⁰C, что значительно расширяет возможности ее применения.
  3. Устойчива к коррозии после контакта со щелочами, слабыми кислотами и горюче-смазочными материалами, не окисляется и не изменяется под действием грибков.
  4. Бакелитовая фанера производится экологично, поскольку в процессе не используются и не выделяются токсичные вещества.
  5. Высокая износостойкость материала обуславливает длительный срок его службы – до 15 лет.

При всех несомненных преимуществах имеется существенный недостаток- высокая цена. Но если взять во внимание срок службы и прочность, такой минус можно расценить как особенность.

Классификация фанеры по сортам

Под сортом фанеры подразумевают общее качество древесины, степень ее обработки и наличие визуальных дефектов.

Фанера общепринято делится на 5 сортов:

  1. Сорт Е. Отборная фанера с идеально ровной поверхностью и без визуальных дефектов. Допускаются только минимальные отклонения изначальной структуры самой древесины.
  2. Сорт 1. Качественная фанера с незначительными дефектами (коробление и трещины) до 20 мм.
  3. Сорт 2. Фанера среднего качества с допустимыми трещинами до 200 мм и выступом клея не более 2% от всей площади поверхности.
  4. Сорт 3. Отбракованная фанера среднего качества, в которой допускается наличие небольших червоточин.
  5. Сорт 4. Фанера низкого качества с большим количеством допустимых визуальных и структурных дефектов.

Кстати! Нередко можно увидеть маркировку «4/4» или «3/4», так обозначают соответствие сторон определенному сорту. Одна сторона подобной фанеры будет считаться лицевой, что очень выгодно, когда вам требуются листы исключительно для отделки стены.

Обработка изделия от влияния влаги

Чаще всего для обеспечения такого свойства, как влагостойкость используются акриловые составы. Но получить максимальный результат можно только при соблюдении следующих рекомендаций:

  1. Шлифовка верхнего слоя изделия.
  2. Нанесение грунтовочного состава на акриловой основе.
  3. Покрытие фанеры акриловой шпатлевкой и сушка. Что касается акриловой шпатлевки, то она присутствует на строительном рынке в широком ассортименте, выбор зависит от ваших личных предпочтение и ценового фактора.
  4. Снять глянец с поверхности.
  5. Снов нанести грунтовочный раствор и просушить.
  6. Нанести сверху акриловую краску.

Из данной статьи можно узнать, что лучше УСБ или фанера для пола.

На видео – размеры бакелитовой фанеры:

Если необходимо сохранить имеющиеся на фанере изображение, то стоит задействовать красочный состав с прозрачным эффектом. Такие составы разработаны специально для обработки дерева, так как в них присутствует природный краситель. Благодаря грунтовке и шпатлевке удается замаскировать вес дефекты изделия. Если фанера будет использоваться во влажном помещении, то обработка ее по представленному плану должна вестись на двух поверхностях и сбоку.

В статье описаны технические характеристики и цена фанеры сорта 4 4.

Способы изготовления

Для изготовления фанеры используется кора деревьев. Бревна предварительно замачиваются в воде и распариваются. После чего, шпон срезают несколькими способами: строгание, пиление и лущение. Лущение считается самым эффективным способом, потому как толщина срезаемой коры минимальна и древесное сырье расходуется оптимальным образом. Этот процесс происходит с помощью вращающегося станка, на котором зажимается ствол дерева. При этом, вращение происходит вокруг ножа, срезающего кору по кругу.

Далее, срезанная кора сортируется, в зависимости от присутствующих дефектов, по сортам качества, и обрабатывается специальным образом для формирования листов. После чего, рассортированные листы пропитываются клеем и прессуются. При этом, каждый слой находится перпендикулярно следующему, что и обеспечивает особую прочность. Заключительная часть – это обработка поверхности ламинированием или шлифованием. После чего, готовая продукция проходит контроль качества, маркируется и упаковывается.

Итак, мы подробно рассмотрели виды фанеры по сортам и типам древесины, а также, применение каждого вида. Среди такого многообразия различных марок, каждый может выбрать оптимальный по цене и качеству вариант. Суммируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что если вам требуется простой в использовании, доступный по цене, прочный, легкий, невосприимчивый к условиям окружающей среды древесный строительный материал, то лучше всего выбрать именно фанеру.

Виды и марки

Существует несколько разновидностей материала, в зависимости от технологии, которую использует производитель:

  • ФБС. Продукция наивысшего качества. Отличительные свойства появляются за счет того, что шпон полностью погружается в бакелит. Такой метод обеспечивает пропитку спирторастворимой смолой всех слоев фанеры. В итоге получается влагостойкая продукция, способная выдерживать постоянный контакт даже с морской водой. Материал имеет высокую стоимость.
  • ФБС-1. Для склеивания используется аналогичный предыдущему состав, но соединяемые пласты не проходят пропитку. Бакелитовая смесь наносится только на внешние участки шпона.
  • ФБС А. Спирторастворимым составом промазывают внутренние и наружные слои фанеры. Получаемые листы сохраняют основные свойства, но уступают предыдущим вариантам в устойчивости.
  • ФБС-1 А. Раствором обрабатываются внешние и внутренние слои, кроме двух пластов, которые размещаются поперек и прилегают с обеих сторон к сердцевине.
  • ФБВ. Изготавливается на основе водорастворимой смолы, что сохраняет все качества, но лишает материал устойчивости к влаге. Пропитке подвергаются наружные участки, внутренние – промазываются.
  • ФБВ-1. Аналогичная предыдущему варианту фанера, смесь наносится только на слои шпона.

Марки и разновидности

В производстве бакелитовой фанеры используется шпон березы или сосны. В зависимости от состава смол и способов пропитки, выделяют несколько видов маркируемого готового материала:

  1. ФБС. Связующие смолы имеют спирторастворимые основания. Пропитка проводится методом полного погружения. Верхние слои – из шпона первого сорта. Фанера очень прочна.
  2. ФБС-1. Спирторастворимые смолы наносятся на листы шпона, содержание бакелита в толще фанеры меньше. Характеристики прочности такого материала тоже ниже.
  3. ФБС-1-А. У фанеры этой марки промазывается смолами часть листов, используется шпон только второго сорта. Наименее прочный материал.
  4. ФБВ. В составе фанеры присутствуют формальдегидные смолы на водорастворимой основе. Верхние слои пропитываются ими полностью, внутренние только промазываются. Такая фанера требует дополнительного покрытия при использовании на внешних поверхностях.
  5. ФБВ-1. Материал состоит из промазанных водорастворимыми смолами листов шпона. Не отличается высокой влагостойкостью, подходит только для внутренней отделки.

Для улучшения влагостойкости, биостойкости, и чтобы оградить от воздействия химических агентов, поверхность бакелитовой фанеры ламинируют с одной или обеих сторон. Полотно становится гладким. У разновидности «гладь-сетка» одна сторона имеет рифленую поверхность. Она используется там, где необходим противоскользящий эффект.

Технические характеристики

Бакелитизированная фанера имеет характерный темный красновато-коричневый оттенок. Готовый материал должен соответствовать стандартам ГОСТа 11539-83. Его сорт и марка впрессовываются производителем на листы вместе с логотипом.

Стандартные размеры листов бакелитовой фанеры:

  • 5770×1250 мм;
  • 2850×1250 мм;
  • 2500×1250 мм;
  • 2440×1220 мм;
  • 1500×3000 мм

Толщина плит составляет от 4 до 30 мм.

Плотность 1 м³ материала – около 1200 кг. Вес одного листа зависит от толщины плит: 7-миллиметровой – около 25 кг, 27-миллиметровой – почти 85 кг.

  • Прочность фанеры на статический изгиб: 78,5 МПа.
  • Предельная прочность на растяжение: около 73,5 МПа.
  • По прочности материал превышает самую плотную древесину, приближаясь к низколегированной стали.

Бакелитовая фанера проявляет хорошую огнестойкость: она выдерживает температуру до +350 °C, не поддерживает открытое горение, обугливаясь под воздействием пламени.

Материал устойчив к коррозии, не гниет, не деформируется, не вступает в реакцию с агрессивными химическими веществами, обладает диэлектрическим свойством.

Эксплуатироваться бакелитовая фанера может при окружающей температуре от –50 до +50 °C. Технические свойства материал сохраняет до 15 лет.

Преимущества и недостатки

Бакелитовый композит имеет множество преимуществ перед другими строительными и отделочными материалами, сочетая свойства натуральной древесины и высокопрочного пластика:

  • универсальность: из-за высокой прочности, водостойкости и огнеупорности может применяться во многих отраслях производства;
  • в ходе эксплуатации не повреждается вредными химическими соединениями: щелочами, горюче-смазочными материалами, керосином, спиртом;
  • экологическую безопасность: не выделяет в воздух токсичных примесей, может использоваться во внутренней отделке жилых помещений;
  • эстетичность, фанера не требует дополнительной отделки, за исключением особых случаев;
  • намного легче стали и других, сходных по прочности и износостойкости материалов.

Недостатков у бакелитовой фанеры немного, и все они относительны. К ним относятся:

  • большой удельный вес, по сравнению с другими композитами, содержащими древесину. Мебель и отделка из нее будут давить на опоры – это надо учитывать при использовании;
  • высокая цена – главный недостаток. Стоимость одного тонкого листа сорта ФБС-1 составляет не менее 2300 рублей, ФБС – от 3500 рублей и выше. Такие виды работ с его применением, как одноразовая опалубка, становятся просто нецелесообразными.

Этапы и особенности производства

Впервые бакелит стал применяться в производстве в первой половине XX века. Этот полимер, изобретенный американским химиком Хендриком Бакеландом, содержал формальдегид, фенол и связующий щелочной компонент.

Полимер прочно связывался с древесиной, придавая ей необходимые прочность, влагостойкость, способность противостоять открытому огню и другие ценные качества.

Структура волокон настолько менялась в одном составе с лаком, что готовый материал предлагали выделить в отдельный вид – дельта-древесину.

Производство бакелитовой фанеры включает несколько этапов:

  • погружение подготовленного шпона в емкости со смолой или промазывание пластификатором с обеих его сторон;
  • укладка пропитанных листов в стопку таким образом, что волокна каждого слоя оказываются перпендикулярны друг другу;
  • прессовка в камерах при температуре +270 °C под давлением в 4 МПа;
  • охлаждение;
  • дополнительная обработка поверхностей: шлифовка, ламинирование;
  • раскройка и нарезка плит по заданным параметрам.

Применение

Физико-технические параметры бакетализированной фанеры исключительные. Сфера ее применения широка:

  1. Строительная отрасль. Из материала возводят плавучие доки, шлюзы, гидрозатворы, используют его для многоразовой опалубки, стеновых перегородок, навесов. Из бакелитовой фанеры возводят легкие постройки, кладовые, садовые домики. В регионах с теплым климатом из нее строят стены жилых домов. Возможно применение для внутренней отделки жилых помещений – потолков, стен и пола. Бакелитовый материал – оправданный выбор в жарком влажном климате, в регионах с частыми осадками и большими сезонными перепадами температур.
  2. Машиностроение и автомобилестроение. Из плит сооружают кабины, фургоны, полы, используют для внутренней обшивки салонов авто, различных механизмов.
  3. Кораблестроение. Не зря этот вид фанеры называют еще и морским. Бакелит, которым пропитывается шпон, выдерживает длительное воздействие соленой и пресной водой. Материал применяют для обшивки палуб судов, постройки лодок и легких катеров.
  4. Фанера хорошо подходит для изготовления стендов, декораций, технических моделей, различных наглядных пособий.

От чего зависит цена

Стоимость готового материала складывается из многих параметров. Среди них:

  1. Марка фанеры. Спирторастворимые смолы, применяемые в сортах ФБС, стоят дороже. Высоко ценится и березовый шпон в составе плит. Дешевле остальных обойдутся сорта ФБС-1-А и ФБВ-1, где применяют древесину второго сорта, промазывая, а не пропитывая её бакелитом.
  2. Формат листов. От толщины и размера стоимость фанеры зависит напрямую. Дороже обойдутся полотна в 27, 30 мм, имеющие такие параметры.
  3. Страна-производитель. Материал российского производства будет отличаться по цене от китайской, максимально удешевленной фанеры.
РазмерЦена за лист (руб.)
2440х1220х72085 — 2710
2440х1220х102975 — 3840
2440х1220х123570 — 4590
2440х1220х154465 — 5680
2440х1220х185360 — 6780
2440х1220х216250 — 7910

Расчет конечной стоимости необходимо делать с учетом требуемых качеств материала. Для внутренней отделки стен комнат могут подойти тонкие листы с умеренной влагостойкостью и устойчивостью к ударным нагрузкам. Для наружных работ или самостоятельной постройки лодки лучше предпочесть высококачественные толстые плиты, чтобы обеспечить максимальный срок эксплуатации.

Классификация фанеры по составу клея

Состав клея сильно влияет на характеристики фанерного листа, поэтому по нему также существуют отдельные классификации:

  1. ФСФ. Фанера на основе феноформальдегидного клея. Отличается повышенной влагостойкостью и прочностью. Состав смолы включает в себя вредные вещества, из-за чего ФСФ не рекомендуют использовать для отделки жилых помещений и изготовления мебели.
  2. ФКМ. Фанера на основе меламинового клея. Средний уровень влагозащиты и концентрации вредных вещей в составе клея. Универсальная разновидность фанеры, которая подойдет везде, где нет особых требований по влагостойкости и уровню токсичности.
  3. ФК. Фанера на основе карбамидного клея. Состав клея абсолютно безвреден для человека, но не обеспечивает древесине высокую влагостойкость. Идеальный вариант фанеры для внутренней отделки помещений.
  4. ФБА. Фанера на основе альбуминоказеинового клея. Экологически чистый состав с самыми худшими показателями влагостойкости. ФБА фанера абсолютно невлагостойкая и подойдет только для работ в сухих помещениях.
  5. ФБ. Фанера на основе бакелизитового клея. Дорогой и универсальный вариант с высоким уровнем влагостойкости и прочности. Бакелитовая фанера дополнительно делится на 2 категории: ФБС. Клей на спирторастворимой основе обеспечивает лучшие показатели влагостойкости фанеры.
  6. ФБВ. Клей на водорастворимой основе дополнительно укрепляет структуру листа и обеспечивает высокую прочность фанеры.

Кстати! Маркировка фанеры может видоизменяться в зависимости от способа обработки слоев клеем. Например, у «ФБВ-1» слои шпона не пропитываются составом, а только промазываются. А в «ФБС-1А» клеем промазываются не все слои, а только продольные. Поэтому, если видите подобные маркировки, знайте, качество у такой фанеры будет несколько ниже.

Основные сведения о материале


На фото древесно-слоистые плиты после пропитки смолами

Бакелитовая фанера изготавливается из натурального древесного шпона. Структура материала многослойная причём количество слоёв, независимо от толщины, нечетное.

Для обеспечения особой прочности шпон укладывается волокнами не в одном направлении, а поперечно относительно предыдущего листа. В результате направление волокон лицевой и оборотной стороны фанеры всегда совпадают.


Сравнительная таблица прочностных характеристик

Название материала объясняется тем, что при промышленном производстве для склеивания листов шпона используется бакелит. Бакелит представляет собой сложный состав на основе фенолоформальдегидных смол, которые обеспечивают более высокую прочность склеивания, чем составы, используемые для изготовления обычной деревянной фанеры.

Важно: Благодаря отличительным особенностям производственного процесса, готовая бакелитовая фанера по степени прочности сопоставима с керамикой или низколегированными стальными сплавами. То есть, готовая фанера по степени прочности на порядок превышает исходные прочностные качества, характерные для березового шпона.

Марки бакелизированной фанеры

Древесный продукт разделяется по своим техническим характеристикам, приобретенным в процессе изготовления, на два класса – ФБВ и ФБС.

При этом можно встретить листы таких марок:

  • Фанера ФБВ;
  • ФБВ 1;
  • ФБС;
  • ФБС 1;
  • ФБС А;
  • ФБС 1А.

Стандартная литера «Ф» обозначает тип материала – фанеру, «Б» — свидетельство нанесенного бакелитового покрытия; «В» — сигнализирует о добавке водорастворимой смолы при пропитке листов; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Цифру «1» добавляют к маркировке, если все слои были подвержены пропитке. Фанера марки ФБС 1А – марка, подходящая для использования в производстве автомобилей.

Бакелитовая фанера: история и современность, свойств, применение и марки, размеры

О свойствах и возможностях фанеры написано немало материалов, ими пестрит специальная литература и интернет сайты. Особое место в фанерной иерархии занимает бакелитовый аналог. О том, что такое бакелитовая фанера и для чего она применялась и применяется, пожалуйста, данная инструкция.

Кстати, что бы ни путаться в определениях хочется сразу заметить, что второе название материала – фанера бакелизированная.


Фото бакелитового продукта.

  1. Исторический пролог
  2. От истории к современности
  3. Касаемо свойств
  4. Про применение и марки
  5. От марок к размерам
  6. В заключение

Размеры и толщина

Если вы определились с видом, назначением и сортом, то дальнейшие параметры для выбора и покупки фанеры – это толщина и размеры листа, т.к. от этого зависит стоимость.

По ГОСТу стандартные размеры листа: 2440 х 1220 мм, но, при этом, самым популярным и удобным в применении является: 1525 х 1525 мм. Предлагаются и такие размеры, как: 1500 х 3000, 1525 х 3050 — в различных вариациях длины и ширины, а также, нестандартные размеры (определяются конкретным производителем).


Размеры по ГОСТу

Толщина фанеры у разных изготовителей значительно отличается в пределах 3-30 мм, и зависит от используемого на производстве сырья и количества слоев в изделии (от 3-х до 21-го).

Сорта и марки

Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:

  • Фанера бакелизированная марки ФБС содержит спирторастворимые смолы (буква С);
  • Фанера бакелизированная марки ФБВ содержит водорастворимые смолы (буква В).


Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):

МаркаХарактеристикиПрименение
ФБСВсе слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки.Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды.
ФБС-1Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже.Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др.
ФБС-1АПромазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена.Работы отделочного характера.
ФБВПолная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды.Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами.
ФБВ-1Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки.Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды.

Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем. Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида. Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.

Применение

Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.


Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт

Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».

Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.

Технические параметры

Характеристики фанеры:

  • Размер. Ширина – 125, 150 и 155 см, длина – от 150 до 770 см, толщина варьируется от 5 до 18 мм. Допускается изготовление материала на заказ по индивидуальным габаритам без потери свойств.
  • Прочность. Определяется разновидностью, толщиной и методом испытания. Максимальный предел при статистическом изгибе поперек волокон наружных слоев – 78,5 МПа, минимальный – 63,5 МПа. При растяжении вдоль структуры – 88 и 59 МПа соответственно.
  • Вес. При габаритах 2440 х 1220 мм изделия толщиной 7 мм имеют массу 25 кг, 12 мм – 43 кг, 18 мм – 64 кг.
  • Плотность – не более 1200 кг/м3.
  • Остаточная влажность – 6–8%.
  • Горючесть. При температуре +350 градусов происходит обугливание, но без выделения едкого дыма.
  • Гарантийный срок хранения зависит от марки изделия: ФБС и ФБС-1 – 7 лет, остальные разновидности – 5 лет.
  • Срок службы без потери свойств – от 10 до 15 лет.


Кроме обычных видов бакелизированной фанеры, существуют узкоспециализированные листы с бакелитовой пропиткой для конкретных целей, например, для авиастроения

Бакелизированную фанеру ошибочно сопоставляют с ламинированной: визуальное сходство между листами есть, но технические характеристики разные.

Технические характеристики

Бакелизированная фанера служит около 10 лет, не боится влаги, устойчива к действию химических реагентов и экстремальных перепадов температур.

Такие уникальные свойства материал приобретает после следующих технологических этапов на производстве:

  1. Исходный шпон пропитывается фенолформальдегидной или крезолосмолой.
  2. Пластины склеивают и помещают под гнет. Температура процесса – 270 ⁰C.
  3. Далее листы покрываются специфическим лаком.

Размер бакелитовой фанеры стандартен. Нормативные габариты варьируются от 1500 до 7700 мм по длине, а ширина составляет от 1250 до 1550 мм. Листы могут иметь форму квадрата или прямоугольника.

Деление по типу древесины

По типу древесного шпона, выделяют три вида: березовая, хвойная и комбинированная. При этом, смотрят только на состав внешних слоев.

Березовая


Из лиственных пород

Березовая относится к лиственному виду строительной фанеры. Шпон из коры березы – очень прочный и плотный материал, который имеет однородную структуру.

В тему — какие преимущества имеет березовая фанера перед хвойной.

Плотность такой фанеры примерно 650 кг/м3, т.е. лист такого материала на 20% прочнее, чем аналогичный из другого вида древесины, но, в ней совсем не присутствуют природные смолы, и она стоит дороже.

Применяется, в основном, там, где требуются уникальные свойства дерева: прочность и легкость. Это, прежде всего, масштабное и частное строительство, а также, вагоностроение, автомобильная промышленность, судостроение, упаковочное производство.

Область применения

Износостойкий и надежный материал применяют в разных сферах. Применение ограничено только тем, что листы стоят дорого, поэтому в обычных местах используют более бюджетные варианты, подходящие по качеству.

Области применения:

  • строительство;
  • машиностроение;
  • судостроение;
  • приборостроение.

Для каждого конкретного случая подбирают листы с требуемыми свойствами. Для временных работ выбирают недорогие по стоимости нешлифованные виды, а для ответственных — ламинированные или шлифованные.

Во время войны

Детали крыльев истребителя ЛаГГ-3 делали из бакелитовой фанеры

В предвоенные годы была острая необходимость в конструкционных материалах для самолетов, поэтому решено было применять древесно-слоистые пластики, в том числе бакелитовую фанеру. Материал показывал более подходящие качества по сравнению с древесиной.

Процесс производства разработал Л. И. Рыжков — советский инженер-авиатор еще в 1935 году, а в 1940 году его досконально изучил Всесоюзный институт авиаматериалов. Технологию усовершенствовал впоследствии .

Материал с успехом применили при строительстве скоростных истребителей ЛаГГ – 3 и ЛаГГ – 1, из него делали детали крыльев, фюзеляжа для летательных аппаратов Як и Ил. Позже инициативу использования подхватили японцы для производства самолетов с камикадзе для атак военно-морского форта Перл-Харбор.

Применение

Бакелитовая или, как ее еще называют, корабельная фанера была изобретена советским исследователем Яковом Аврасиным в 40-е годы 20 века. Новый материал стал настоящей находкой для армии, находившейся на военном положении. В условии дефицита сырья для производства самолетов, новинка стала настоящим открытием. Первыми истребителями, сооруженными с применением дельта-древесины (первоначальное название уникальной фанеры), были ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. Для некоторых других самолетов военного назначения она также использовалась для изготовления конструкционных частей.

Идеей пропитки древесного шпона для производства прочных листов воспользовались японские ученые, и уже спустя несколько лет ведущие истребители их воздушного флота изготавливались из него.Сырье осталось востребованным в производстве планеров.

В условиях современности сырье уступило в авиастроении место более инновационным материалам. Однако его по сей день широко используют в конструировании судов, лодок, яхт и катеров. Из него изготавливают обшивку корпуса и элементы отделки плавательных средств.

Благодаря своей прочности, этот вид фанеры нашел широкое применение в мебельном производстве, ее используют для изготовления стендов и рекламных щитов.

Ее также используют в возведении конструкций, имеющих непосредственный контакт с водой. К ним относятся различные сооружения гидротехнической направленности.

В других сферах бакелитовые листы также широко применяются. Им облицовывают стены помещений с повышенными санитарными требованиями, используют для опалубки и сооружения элементов обрешетки крыш, сооружают арочные перекрытия, ниши, навесы и перегородки.

Надежность бакелитовых листов обуславливает их популярность в строительстве массивных конструкций в качестве как основного, так и вспомогательного материала.

Корабельная фанера востребована благодаря своей прочности, стойкости к агрессивным воздействиям среды, а также высоким эксплуатационным характеристикам. Строительство ни одного современного судна не обходится без применения этого материала древесного происхождения. Ее качества проверены десятилетиями.

Характеристики бакелитовой фанеры

Характеристики материала

Материал показывает хорошее качество, которое определяет его сферы применения.

Бакелитовую фанеру многократно испытывали в лабораторных условиях, и опытным путем определили параметры:

  • предел прочностина растягивание вдоль волокон внешнего слоя составляет для толщины 5, 7 мм — 59 – 89 МПа, толщины 10, 12 мм — 72,5 МПа, 14, 16, 18 мм — 68,5 МПа;
  • предел прочности на изгибание поперек внешних волокон имеет значение для толщины 7 мм — 63,5 МПа, 10, 14 мм — 68,5 – 80 МПа, 16, 18 мм — 79,5 – 90 МПа;
  • предел прочности на изгиб вдоль волокон наружного пласта составляет для толщины 8, 12 мм — 88 – 117,4 МПа, 14 — 18 мм — 78,5 – 108 МПа;
  • предел на стабильность при скалывании имеет показатели для любой толщины 1,47 – 1,76 МПа;
  • влажность листов допускается для толщины 5 – 7 мм — 6 +2%, для толщины 10 – 18 мм — 8+2%;
  • плотность для панелей разной толщины составляет 1200 – 1470 кг/м³.

Стойкую фанеру различают по способу обработки, выделяют нешлифованные плиты, шлифованные и ламинированные. Первый вид используют для черновых работ, второй — предназначен для последующей лакировки, третий тип не требует дополнительной отделки после монтажа.

По предназначению

Также, клееную фанеру очень удобно классифицировать по способам применения, которые мы и рассмотрим ниже.

Корабельная


Применение в судостроительстве

Этот вид березовой фанеры еще называют «морская». Состоит из марки ФБ, т.е. пропитывается она самым влагоустойчивым бакелитовым клеем под высоким давлением и температурой. Поэтому, может с успехом использоваться при постройке и отделке кораблей, лодок, яхт и других плавсредств, а также, везде, где требуется материал, способный выдерживать большие нагрузки и не деформироваться от гниения в процессе длительной эксплуатации в условиях постоянной влажности: порты, доки, причалы и другие сооружения.

Мебельная


Мебель из фанеры

Мебельная фанера, обязательно, должна отвечать определенным требованиям, особенно для детских учреждений. Это, прежде всего, экологическая безопасность (отсутствие вредных для человека веществ), прочность (на мебель, в процессе эксплуатации, обычно, приходятся немалые нагрузки) и красивый внешний вид. Всем этим требованиям отвечает березовая фанера ФК, поскольку, прочность у нее выше, чем у хвойной, и пропитывается она нетоксичным карбамидным клеем. Для лицевых сторон мебели лучше использовать первый и второй сорта.

Строительная

Строительная фанера, это, в основном, фанера сортов 3/4 и 4/4, которая используется во внутренних скрытых работах: предфинишная отделка пола, потолка, стен; сооружение межкомнатных перегородок, настилов, подиумов; выравнивание «чернового» пола, каркас для натяжного потолка и т.д. Благодаря своей легкости, прочности, тепло/шумоизоляционным свойствам, простоте в использовании, а также, дешевизне, она используется везде, где нет повышенных требований к красивому внешнему виду.

Авиационная


Использование в авиастроении

Эта разновидность фанеры изготавливается из марки ФСФ, с пропиткой формальдегидным клеем в специальных условиях, в результате, по прочности и влагостойкости ее, иногда, сравнивают со сталью, поскольку, обладая высокой плотностью, она легко сопротивляется продолжительным механическим воздействиям. Такие качества требуются для того, чтобы применять ее в самых ответственных отраслях: строительстве самолетов, вертолетов, больших и малых судов; в вагоностроении и автопроме.

Опалубочная

Опалубочную фанеру применяют при возведении бетонного фундамента, поэтому она должна обладать исключительными качествами по прочности, влагостойкости, сопротивляемости неблагоприятной окружающей среде и различным деформациям (разбухание, усыхание, растрескивание и т.д.).

Про основные плюсы мы писали в статье ламинированная фанера для опалубки, со всеми характеристиками и прочностными показателями.

Всем указанным требованиям качества отвечает только ламинированная березовая фанера ФБ с максимальным количеством слоев (толщина 18 мм для стен и 21 мм для пола). Процесс ламинации листов защитной пленкой, многократно усиливает основные качества этого строительного материала: плотность приближается почти к 700 кг/м3, а максимальная прочность составляет: вдоль волокон не менее 55 МПа, поперек волокон — не менее 25 Мпа. Благодаря этим качествам, данный материал является износостойким и экономичным, т.е. после возведения фундамента, листы можно еще многократно использовать.

Декоративная


Фанера для декорирования

Декоративная фанера имеет марку ФК и изготавливается из различных пород дерева, но, обязательно, из элитного или первого сортов, т.к. ценится именно натуральность рисунка поверхности. Также, для сохранения внешнего вида и других ценных качеств древесины, она либо ламинируется, либо покрывается специальным лаком. Основное применение: внешняя и внутренняя чистовая отделка, декорирование, дизайн интерьера, мебель, поделки, изготовленные своими руками и т.д.

Транспортная


Покрытие кузова автомобиля

Ее еще называют «автомобильной» – это ламинированная или сетчато-ребристая (если нужно минимум скольжения) фанера ФСФ. Такая фанера применяется для изготовления различных деталей грузовых автомобилей: обивки металлокаркаса фургонов, настила полов, обивки дверей и т.д. За счет прочности и влагоустойчивости, такие детали долгое время можно эксплуатировать, не боясь деформации или износа. Также, к преимуществам относится легкость монтажа – практически все работы можно выполнить своими руками и с небольшими затратами времени.

Источники

  • https://otdelkagid.ru/materialy/drugie/bakelitovaya-fanera-bakelizirovannaya-korabelnaya.html
  • https://LenWood.ru/articles/vidy-sorta-i-sposoby-primeneniya-fanery/
  • https://WoodShpala.ru/obrabotka-i-zashchita/bakelitovaya-fanera-razmery.html
  • https://stroy-podskazka.ru/fanera/korabelnaja/
  • https://stroyres.net/lesnye-materialy/fanera/bakelitovaya-ee-osobennosti-i-primenenie.html
  • https://tv-color.ru/korabelnaya-fanera-chto-eto-takoe/
  • https://polodon.ru/derevyannyj-pol/vidy-sorta-fanery/
  • https://StrojDvor.ru/strojmaterialy/bakelitovaya-fanera/

[свернуть]

Где применяется фанера?

Чаще всего ДСП-10 покупают для проведения различных строительных работ. Из нее делают многоразовые опалубки, навесы, перегородки, разнообразные архитектурные сооружения. Подходит материал и для автомобилестроения – он идет на изготовление полов в некоторых видах транспорта, фургонов.


Несъемная опалубка

Фанера востребована при постройке судов, лодок, морских контейнеров, пригодна для обшивки палуб. Мебель из фанеры служит очень долго и не требует ремонта. Из нее можно сделать даже небольшой летний домик для дачи и сада. Он будет красивым, удобным и уютным, а также невероятно прочным и долговечным, как и другие сооружения из этого замечательного пиломатериала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]